Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Национализация интересов

Станет ли проект ЕЭП актуальным для Украины?
4 марта, 2005 - 21:45

Уже два года прошло с тех пор, как прозвучало заявление президентов Украины, России, Беларуси и Казахстана о создании Единого экономического пространства. Тем не менее пока все остается на бумаге. Более того, после выборов Украина, похоже, покончила с многовекторностью и определила путь своего развития в направлении к Европе. Новая украинская власть говорит о своем намерении пересмотреть подписанные в рамках ЕЭП документы.

Но стоит ли делать вывод об окончательном отказе Украины от активного участия в объединении? Как показывает анализ, изменение отношения нашего правительства к ЕЭП на практически противоположное происходит каждые несколько месяцев. Но причина этой кажущейся непоследовательности не только в частой смене лиц, ответственных за внешнюю политику Украины. На мой взгляд, главным на сегодня выступает отсутствие у нашего государства острой объективной необходимости в дальнейшем углублении международного сотрудничества на постсоветском пространстве.

Мотивацию экономического проекта ЕЭП, де-юре поддержанного Украиной, следует искать прежде всего в политической плоскости. За годы независимости наша страна привыкла решать проблемные международные вопросы в двустороннем (в отличие от многостороннего) формате, и перенесла этот подход на построение ЕЭП, где нас интересует, скорее всего, исключительно Россия. Но эффективность двусторонних решений, как показывает практика, невысока. Об этом свидетельствует не только хроническая нерешаемость системных проблем в отношениях Украины и России, но и мировые процессы.

В сфере торговой либерализации существуют три основных уровня международного сотрудничества: двусторонний, многосторонний (региональный) и мировой (глобальный). Их сравнительная приоритетность различна и со временем меняется. Так, упрощенно можно сказать, что до конца 80-х годов наиболее масштабные задачи в сфере внешней торговли решались на уровне двух государств, более узкий круг вопросов выносился на региональные переговоры, а по некоторым проблемам достигался международный консенсус в юридических рамках соглашения ГАТТ. 90-е годы памятны возникновением ВТО (на базе ГАТТ) и ее мгновенный расцвет. В результате двусторонние договоренности ушли на второй, а региональные — на третий план. Однако прошло лишь десять лет и более 35 разноформатных региональных объединений стали для стран на всех континентах более удобными, чем громоздкая и забюрократизированная система ВТО. Все идет к тому, что еще через 10 лет региональные либерализационно-интеграционные соглашения, за которыми обычно следует глобальная торговая надстройка, получат абсолютный приоритет. Тогда как двусторонним договоренностям достанутся лишь узкие и специфические проблемы.

Сегодняшняя позиция Украины адекватна европейской ситуации 90-х годов. Наша цель номер один — вступление во всемирный торговый клуб. В то же время, оставаясь на билатеральной позиции, нам не удастся, с одной стороны, «оставить ЕЭП на бумаге», а с другой —эффективно реализовать евроинтеграционный курс. И тут нам не мешало бы использовать опыт восточноевропейских соседей. Ключом к их вступлению в Евросоюз стали не только реформы, но и участие в ЦЕФТА (зоне свободной торговли Центральной и Восточной Европы). В свое время ЕС посчитал, что перед вступлением в это объединение кандидаты должны приобрести определенный опыт экономической интеграции и открытия границ для товаров и услуг друг друга. Примечательно, что после того, как прошлогоднее расширение ЕС официально состоялось (государство, вошедшее в ЕС, автоматически покидает ЦЕФТА), оказалось, что ЕС не против рассматривать в качестве своих будущих членов не только Болгарию и Румынию, но и Хорватию — всех трех сегодняшних участников ЦЕФТА.

Украина же пока не реализует региональную составляющую своих евроинтеграционных возможностей. В ЦЕФТА мы, в соответствии с правилами этой организации, до присоединения к ВТО вступить не можем, развивать ЕЭП — не хотим, а ГУУАМ и, особенно, ОЧЕС почти забыты.

Ближайшая задача интеграционной тактики нового правительства Украины состоит в закреплении курса на Европу, сохранении активных отношений на восточном направлении и отходе при этом от «многовекторного» имиджа, из-за которого наши намерения не воспринимаются всерьез ни в Москве, ни в Брюсселе. Насколько в этом ключе интересна недавно прозвучавшая идея о создании единого экономического пространства Украины, России и Европы, настолько же и преждевременна.

Слов нет, широкое евразийское экономическое пространство могло бы удовлетворить интересы всех сторон. Украине оно может помочь мягко отойти от российского политического влияния. Москва также заинтересована в усилении контактов с Брюсселем. ЕС стремится гибко развивать отношения со всеми своими соседями, его философия заключена в тезисе «широкая Европа».

При определении политико- экономических приоритетов Украине следует учитывать, что сегодня в мире наблюдаются следующие тенденции. Во-первых, к укрупнению интеграционных объединений и, во-вторых, — к трансрегионализации, т.е. наведению интеграционных мостов между тремя развитыми регионами мира (Америка, Европа, Азия). Правда, как минимум до 2010 г. эти идеи будут благим пожеланием (в основном из-за процесса «переваривания» Евросоюзом десяти вступивших в него стран, да еще двух-трех, которые присоединятся к нему через два-три года). В течение этого времени ЕС, скорее всего, не будет проявлять заметную активность на постсоветском пространстве. А характер процессов рыночной либерализации в регионе будет определяться по сути противоположными тенденциями к политической демократизации и авторитаризму. Не секрет, что ЕЭП формировался правительствами, склонными к авторитаризму. Американская организация Freedom House относит Беларусь, Казахстан и Россию к группе политически несвободных стран, а Украину — к частично свободным. При этом Россия — единственная страна из 192-х, охваченных рейтингом, где за последний год авторитаризм усилился. Отсюда — преобладание экономики в интеграции Европы и политики — в постсоветских экономических объединениях.

Изменение политической ситуации в Украине в сторону демократизации режима будет объективно склонять ее в направлении Европы и отдалять от партнеров по ЕЭП. То же справедливо и для других государств в случае, если в них будут происходить политические перемены. Но для того, чтобы эти тенденции проявились, необходимо время...

В связи с украинской евроинтеграцией интересно поставить еще один вопрос: не приведет ли наше сближение с Евросоюзом к ослаблению торговых связей с Россией? И опять используем пример соседей. В течение 90-х годов экспорт восточноевропейских стран в Россию постоянно снижался и сегодня составляет не более 5% от суммарного. С другой стороны, их энергетический импорт из России сохранился. Исходя из намерений РФ избежать падения торговли с Украиной, проект ЕЭП в его различных вариациях может выступить адекватным противовесом переориентации нашего государства на Европу. Но время для этого, как показывает анализ, наступит лишь через несколько лет.

Евгений НИКОЛАЕВ, экономический эксперт, Украинский центр структурного прогнозирования
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ