Пятьсот тысяч гривен должно оплатить ЗАО «Укртатнафта» в государственную казну по результатам проверки, проведенной Антимонопольным комитетом Украины. Особое любопытство к деятельности компании возникло после внезапного увеличения ею цены на авиатопливо в сентябре—октябре 2006 года. Тогда чуть не разгорелся международный скандал. Влияние «Укртатнафты» на ситуацию было очевидным: продиктованные внутрирыночным монополистом цены заставили украинские компании-перевозчики задуматься над целесообразностью осуществления авиарейсов, в том числе и международных. Из-за отсутствия доказательств виновные тогда так и не понесли наказания.
Сегодня государственные борцы с монополией получили достаточный багаж доказательств, которыми поделились с журналистами. Под бдительный глаз антимонопольщиков попали все задействованные в этом процессе участники: от производителей до заказчиков. «Воспользовавшись рыночной властью в сентябре— октябре 2006 года, «Укртатнафта» завысила цены на авиатопливо. Это в свою очередь привело (наряду с другими проблемами) к резкому скачку цен на рынке заправок и топлива в аэропорту», — говорит глава АМКУ Алексей Костусев. Проведенный на внутреннем и международных рынках сравнительный анализ цен на авиатопливо, проданное компанией, выявил существенные нарушения. «В сентябре средневзвешенная цена топлива, реализованного «Укртатнафтой» в Украине, составляла 3338 гривен за тонну. В этот же период на внешних рынках, где компания чувствует конкурентное давление и устанавливает соответствующую цену, она составляла 2909 гривен», — дополняет Костусева заместитель начальника первого управления исследований и расследований Татьяна Кулишева. Детальный мониторинг европейских рынков с учетом динамики движения мировых цен на нефть привел АМКУ к выводу: стоимость авиатоплива на украинской территории завышена на 400 гривен за тонну (без НДС и акциза).
Не отрицает сказанного комитетом и руководство компании. «Подробно проанализировав обстоятельства, изложенные в представлении, и предыдущие заключения по делу, мы соглашаемся и признаем факт завышения», — говорит начальник Управления корпоративных прав ЗАО «Укртатнафта» Игорь Лещенко. В то же время, причины совершенного объясняет особенностями ценообразовательной политики компании. Они заключаются в расчете стоимости авиатоплива по формуле, привязанной к показателям Роттердамской биржи. В результате движения нефтяного вектора на международной арене вверх внутренний рынок страны отреагировал, но со свойственной ему инерционностью (позже). Почему же тогда не изменилась цена на экспортируемое компанией топливо и по какой формуле ее рассчитывали? Ответы на эти на вопросы Лещенко так и не дал корреспонденту «Дня».
Татьяна Кулишева объяснения представителя «Укртатнафты» считает недостаточным. Проведенная проверка засвидетельствовала: в установлении цены на топливо в другие месяцы 2006 года компания действительно пользовалась соответствующей формулой. В то же время, сентябрьско-октябрьская ситуация не укладывается «ни в какие формульные рамки».
Лещенко также обратился с просьбой к АМКУ применить минимальные штрафные санкции, ссылаясь на необходимость модернизации предприятия и на тесное сотрудничество с комитетом в этом деле. Кругленькая сумма наказания в виде 10% годового дохода компании за 2006 год не очень пришлась по душе главным виновникам, они, мол, надеялись хотя бы на сто тысяч, как это было с другими. Председатель же АМКУ Алексей Костусев говорит об учете всех объективных обстоятельств, но закон есть закон. «Штраф должен быть реальным, ощутимым, но он не должен подрывать экономику предприятия», — уверен он. Накладывая сегодня санкции, АМКУ надеется в будущем избежать такого рода эксцессов. Тем более, что до этого «Укртатнафта» была на хорошем счету у них не один год.
Разобравшись с главным виновником прошлогоднего авиатопливного кризиса, комитет продолжит работу в этой цепочке. Выяснение отношений с производителем — это только первый этап. «В ближайшее время завершится расследование и будет принято решение касательно заправщиков аэропорта», — сообщает глава АМКУ.