Одна из особенностей отечественной налоговой системы в том, что трудность для плательщиков налогов представляет не столько высокий уровень налогообложения, сколько несогласованность правовых норм, хаотичность и непродуманность изменений и правовой нигилизм со стороны не только налогоплательщиков, но и законодателей и контролирующих органов.
Так, из трех налогов, составляющих фундамент украинского налогообложения, налог на прибыль является наименее совершенным по сравнению с аналогичными налогами в странах рыночной экономики. В большинстве зарубежных стран упор при налогообложении прибыли юридических лиц делается на формирование ставки налога и льгот по налогу таким образом, что налогообложение прибыли предприятия по сниженной ставке или с получением налоговых льгот связано с осуществлением предприятием инвестиций в расширение бизнеса. При этом налогооблагаемая прибыль рассчитывается по данным бухгалтерского учета после проведения небольших по объему корректировок. В Украине для определения облагаемой налогом прибыли предприятие вынуждено фактически вести параллельный учет всех операций по специальным (небухгалтерским) правилам, а сама «налоговая» прибыль является чисто расчетной величиной, мало связанной с прибылью в смысле бухгалтерского учета.
Вот и получается, что в то время как, например, в странах Запада ставки налога на прибыль доходят до 40—45%, а в Украине — 25%, фактически при более высокой номинальной ставке предприятия зарубежных европейских стран имеют куда более благоприятные возможности для расширения деятельности, чем украинские.
Ситуацию обещают исправить, приняв новый Налоговый кодекс, однако пока успехов в этом направлении не слишком много. Над этим кодексом законодателями ведутся работы уже едва не 10 лет и предлагавшиеся различные проекты Налогового кодекса пока свидетельствуют скорее о существующих разногласиях на то, каким должен быть документ.
Но украинским предприятиям для успешной работы необходимо свободное законодательство о налогообложении прибыли, которое позволит, во-первых, без лишних сложностей самим предприятиям рассчитать прибыль для налогообложения, во-вторых, позволит налоговым органам без лишних сложностей проверить правильность расчета и уплаты этого налога. А система льгот по налогу должна давать возможность вполне легально уменьшить налоговые обязательство в обмен на расширение деятельности предприятия. Учитывая особую склонность наших государственных органов к толкованию законов в своих интересах, такой законодательный акт должен содержать максимальную четкость формулировок и быть без позволяющих двоякое толкование терминов.