В Донецке Государственная налоговая администрация (ГНАУ) взялась за безработных. Сотрудники главного «фискального» органа государства выявили: 1,1 из 2,6 миллиона представителей донетчан работоспособного возраста не имеют официальных источников доходов. А это, по мнению ГНАУ, значит, что они работают без оформления трудовых отношений с работодателем. А следовательно, не платят налогов в бюджет и социальные фонды. Поэтому материальное состояние этих людей, как сообщили в ГНАУ, вскоре будут проверять с помощью данных Государственной автоинспекции, Бюро технической инвентаризации, Государственной таможенной службы, Государственного центра занятости и паспортной службы МВД.
Перспектива «налоговых» проверок, как демонстрирует реальное состояние отечественного рынка труда, «светит» чуть ли не каждому третьему украинцу. По данным центров занятости, официально в поисках работы сегодня находится 413 тысяч безработных. Реальный же показатель незанятого населения, по данным экспертов, намного больше.
Как уверяет заместитель председателя Национального форума профсоюзов Украины Григорий Кабанченко, свыше 4,6 миллиона украинцев (а это 23% работоспособных граждан) не трудоустроены. Большинство из них в силу разных причин не стали на учет в Центре занятости: кто-то не выдержал бюрократии оформления документов, а кого-то унижает получать от государства помощь по безработице в 735,51 гривни. Еще приблизительно 4,6 миллиона украинцев, по данным Кабанченко, получают зарплату «в конвертах». А около миллиона официально занятых в настоящий момент работают по сокращенному рабочему дню или находятся в неоплачиваемых отпусках.
Но перечень проблем отечественного рынка труда на скрытой безработице и нелегальном трудоустройстве, к сожалению, не заканчивается. Продолжает оставаться чуть ли не главным источником болезненных вопросов уровень оплаты труда. По июльским данным Государственного комитета по статистике, наиболее распространенный размер зарплаты — 2—2,5 тысячи гривен. Такие деньги зарабатывают около 12% трудоустроенных украинцев. Однако есть и такие, а это 8% работающих, чей доход еще ниже — до 884 гривни. Тогда как прожиточный минимум в Украине, по подсчетам председателя Федерации профсоюзов Украины Василия Хары, должен составлять не менее 2 тысяч гривен. Только тогда, убежден нардеп, можно говорить о более-менее нормальном социальном уровне и подходе к оплате труда и остальных социальных составляющих.
Уровень же заработной платы в 884 гривни — это практически норма для работников сельского хозяйства, гостиничной индустрии и ресторанов, как утверждают аналитики Форума профсоюзов Украины. Конечно, эта сумма — лишь официальный заработок. Чтобы обеспечить себе минимально необходимый для жизни уровень дохода, единственный выход для таких работников — дополнительные заработки, чаевые и сверхурочные.
Впрочем, интересно, что местом работы даже с такой невысокой официальной зарплатой украинцы сегодня не гнушаются. По данным рекрутингових компаний, в Украине в среднем сегодня на десять вакансий приходится более 50 претендентов. Поэтому неудивительно, что большинство украинцев готово хвататься едва ли не за любую работу. Это подтверждают и выводы исследования экспертов международного кадрового портала HeadHunter. Как оказалось, 75% соотечественников, ищущих работу, пересматривают все предложения кряду — независимо от того, насколько вакансия соответствует их подготовке и образовательному уровню. Поэтому дипломированного педагога со стажем может полностью устроить вакансия уборщицы «в хорошем доме». А 56% украинцев, по данным опроса рекрутингового портала «СуперДжоб.юа», при условии хорошего денежного вознаграждения готовы выехать работать за границу.
Своим виденьем проблемы и идеями относительно решения ключевых вопросов украинского рынка труда с «Днем» поделился директор аналитического центра «Експертна рада», президент «Реформаторського клубу» Искандер ХИСАМОВ:
— Украинцы сегодня работают в соответствии с советским Кодексом законов о труде (КЗОТ) образца 1971 года. Абсолютно понятно, что настоящий документ уже давно морально устарел. Фактически он регламентирует лишь работу бюджетных учреждений и больших промышленных предприятий. Остальной бизнес — банки, торговля, транспорт — вынуждены искать какой-то компромисс между требованиями советского трудового законодательства и реалиями рыночной экономики. Как результат — все они работают вне закона.
Я убежден, принятие новой, адаптированной к условиям сегодняшнего дня редакции Трудового кодекса сможет решить чуть ли не все проблемные аспекты рынка труда Украины.
Конечно, на рабочих шахт, школ, заводов, больниц, где должны работать профсоюзы, должны распространяться жесткие условия приема на работу и увольнения с работы. Однако есть и другие, более динамичные отрасли в плане трудовых отношений — торговля, ресторанный бизнес, информационные технологии, сельское хозяйство. В этих отраслях трудовое законодательство должно быть максимально либеральным. Должна существовать простая процедура набора персонала и его увольнения.
Отдельная тема — среднее и высшее звенья управления, особенно с иностранным гражданством. Действующее законодательство, в сущности, регламентирует отношения между рабочим и работодателем в лице государства. Однако требования относительно приема на работу и увольнения генерального директора или технолога должны существенно отличаться от требований к слесарю или трактористу. С ними должны заключаться трудовые контракты, строго регламентирующие перечень взаимных прав и обязанностей, как это делается в Европе. Ничего этого в действующем трудовом законодательстве Украины нет.