Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Налоговая реформа – на грани провала

або До чиїх оцінок уряд має більше дослухатися: бізнесу чи МВФ?
3 ноября, 2015 - 11:03
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Как заявил в интервью Укринформу представитель Международного валютного фонда Жером Ваше, соответствующий законопроект (№3357), зарегистрированный в Верховной Раде парламентским Комитетом по налоговой и таможенной политике 26 октября, «будет для Украины существенным риском, которому она не может подвергаться в этот момент». «По нашей текущей оценке, – сказал  Ваше, - законопроект… приведет к сокращению налоговых поступлений на 9-10 процентов ВВП. Это гигантская сумма. В международном сопоставлении она почти беспрецедентная, если принимать во внимание потерю поступлений в течение одного года».

 Существующие концепции налоговой реформы и большей частью единственный обнародованный законопроект №3357, известный в народе как закон Нины Южаниной (глава профильного комитета Рады), с пристрастием обсуждались на расширенном заседании Совета предпринимателей при Кабмине. Причем в проекте решения, розданном участникам, предлагалось признать этот документ неприемлемым и требующим доработки. Альтернативой ему выступала концепция или модель налоговой реформы, обнародованная министром финансов Натальей Яресько (соответствующий законопроект пока еще остается в стенах Минфина и общественности не был представлен).

Тем не менее выступавшие участники заседания отдавали предпочтение обсуждению законопроекта Южаниной (министры финансов и экономики на дискуссии не присутствовали, поскольку одновременно проходило заседание Кабмина). А сама она, рассказывая о комитетском варианте налоговой реформы, демонстрировала явное сочувствие бизнесу и понимание его проблем: «Всем хотелось бы, чтобы налоговая нагрузка (на зарплату) была бы не больше 20% (10%+10%, единый социальный взнос и налог на доходы физических лиц). Я к этому предложению отношусь с глубоким пониманием».

«В тексте законопроекта, - продолжала глава комитете, - это пока не зафиксировано (вы видите, что делается из-за опасений в части бюджетных поступлений вокруг заложенных в него цифр 10+20). Но я думаю, что мы сможем предусмотреть 10+10 как возможные ставки, например, с 1 января 2017 года, если в 2016 году на самом деле сможем убедиться и убедить всех, что происходит детенизация зарплат. Если из 70% бизнеса, работающего сегодня в тени, 20% выйдет на свет, то мы сможем увеличить базу налогообложения и ликвидировать разрыв в бюджете».

Глава комитета просит предпринимателей избегать категорических заявлений и призывает их работать на благо Украины, поскольку «уже закончились возможности воевать друг с другом. Без этой реформы мы вообще окажемся в тупике.  31 декабря мы сможем принять бюджет или на существующей налоговой базе или на той, которая будет предложена Минфином». «16-й год на старой налоговой базе экономика уже не выдержит», - предсказывает Южанина. Она предлагает Минфину совместно разработать проект бюджета на 2016 год и считает, что  Верховной Раде нужно будет одновременно голосовать за проект налоговой реформы и бюджет на 2016 год, который будет сверстан на новой налоговой базе.

«От Минфина и исполнительной власти идет только имитация деятельности, - отмечает президент Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко, - и господам Яценюку и Яресько не следует  сетовать на то, что 14 народных депутатов вместе с общественностью подготовили и зарегистрировали свой законопроект, продемонстрировав, таким образом, большую ответственность, чем правительство и вся исполнительная власть». Сравнивая концепцию министерства финансов и законопроект Южаниной, он говорит, что предложенные Минфином ставки 20:20:20 – это большая нагрузка на бизнес. «Честная цифра налоговых ставок, - уверен опытный эксперт, - это 18:18:18».

А еще он советует авторам законопроекта не трогать упрощенную систему и аграриев. «Я могу много говорить об этом с цифрами и фактами. Но хочу просто спросить: почему мы делаем условную преференцию крупному бизнесу, вводя налогообложение распределенной прибыли, и мешаем развиваться, повышая ставки, честному упрощенцу». – говорит эксперт - Кто сегодня главный кредитор экономики Украины?» И отвечает: «Отнюдь не МВФ. Уплата налогов авансом, невозврат НДС, надуманные акты. Это - украинский бизнес кредитует сегодня экономку Украины».

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ