Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Налоговая вошла в «зону бурения»

До конца октября состоятся проверки в энергетическом секторе
28 июля, 2009 - 20:03

Государственная налоговая администрация Украины (ГНАУ) во втором полугодии 2009 года проверит деятельность предприятий нефтегазодобывающей отрасли. Об этом в ходе объявления результатов контрольно-проверочной работы за 1-е полугодие сообщила заместитель главы ГНАУ Наталья Рубан. По ее словам, в целом на протяжении года все документальные проверки проводятся среди тех субъектов ведения хозяйства, которые работают в самых рисковых отраслях экономики с точки зрения уклонения от уплаты налогов. Напомним, что в 2008 году по этому принципу для плановых проверок отобрали только 28% плательщиков.

В результате уже проведенных проверок таких рисковых групп, плановые визиты налоговиков сократились, но только на 3%. Предприятиям-нарушителям за первое полугодие 2009 года ГНАУ дополнительно начислила 2 миллиарда гривен, из которых в бюджет уже поступило 1,5 миллиарда. Остальные суммы плательщики обжаловали в судах. В целом же, по словам Рубан, ежегодно проверяется каждое третье большое бюджетообразующее предприятие, 15-е — среднее, и 120-е — малое. «Если взять из 800 тысяч налогоплательщиков, то у нас больше двух тысяч — это субъекты большие предприятия, которые формируют почти 80% всего бюджета», — рассказывает Рубан, очерчивая основное поле плановых проверок на 2009 год. Остальные — малые и средние предприятия, которые хотя и содержат в своих рядах рисковые, однако, по словам заместителя главы ГНАУ, они не являются приоритетными в вопросе получения бюджетных доходов.

Количество проверок бизнеса действительно уменьшилось, говорит «Дню» президент Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко. Но уменьшение вызвано далеко не чрезмерными стараниями налоговиков, а объективными причинами. В частности, благодаря уменьшению на 40% количества работающих предприятий. А новый подход в отборе предприятий для документальных проверок (по определенной группе риска) Рубаненко считает несовершенным. Мол, сегодня предприятие может входить в группу риска, а завтра — нет. «Поэтому это очень относительные группы риска», — говорит он «Дню».

Вместо этого Рубан сообщила, что за первое полугодие 2009 года налоговики проверили предприятия строительной, железнодорожной, лесной и деревообрабатывающей отраслей. А сейчас начались плановые проверки предприятий нефтегазодобывающей отрасли и смежных с ними отраслей, которые закончатся в октябре 2009 года. «Проверяем «Нафтогаз Украины», «Укрнафта», «Укртатнафта», практически всех», — сказала Рубан, отвечая на вопрос «Дня». Кроме того, во втором полугодии 2009 года проконтролируют еще и областные энергоснабжающие компании и спиртовые заводы.

Проверить нефтегазодобывающий сектор на предмет налоговых оплошностей надо было уже давно, говорит «Дню» директор Центра «Номос» Михаила Гончар. «Эта деятельность постоянно остается не очень прозрачной для органов государственной власти. И это тяжело отрицать. Достаточно вспомнить, сколько разночтений вызвал отчет Счетной палаты по результатам аудита НАК «Нафтогаз Украины»... Тем более что сейчас речь идет не только о росте цен на газ собственной добычи для населения, но и о реформе газового сектора, который наиболее важен для страны. Очевидно, что при этом вопросы начисления налогов, их полноты уплаты, устранения минимизационных схем во избежание уплаты налогов становятся еще более актуальные», — говорит Гончар. Плюс к этому различные финансовые институты постоянно выдвигают Украине требования, касающиеся улучшения прозрачности работы именно нефтегазодобывающего сектора. «Между прочим, одно из требований, которое было обозначено группой европейских банков в ходе переговоров в Брюсселе, и заключается в том, чтобы Украина изучила возможность присоединения к одной из международных инициатив прозрачности в сфере добычи нефти и газа. Суть ее, если кратко, такова: проводится сверка объемов налоговых и неналоговых поступлений, которые выплачивают предприятия, с теми данными, которые получают наши налоговые органы», — объясняет Гончар. По его словам, наиболее распространенная схема минимизации прибыли в нефтегазодобывающих предприятиях касается деятельности оффшорных компаний, которые подписывают соглашения с предприятиями нефтегазового сектора во исполнение определенного объема работ, предоставления услуг или обеспечения материалами либо ресурсами. Наличие таких схем, по мнению эксперта, бьет не только по карману государства. Это направление определяет порядок и эффективность циркулирования финансовых потоков компаний. «Если в определенном направлении деятельности нефтегазового сектора задействована фиктивная компания, то это индикатор того, что часть финансовых ресурсов вымывается из экономики предприятия и теневым образом распределяется в интересах частных лиц», — подытоживает Гончар. По его мнению, минимизационные схемы активно используют как государственные, так и негосударственные нефтегазодобывающие украинские компании.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ