Добившись в Верховной Раде принятия за основу законопроекта о трансфертном ценообразовании, глава Миндоходов и сборов Александр Клименко тут же немножко отыграл назад. В минувшую пятницу он был вынужден признать этот документ несовершенным. «Самая главная задача — построение конструктивного диалога и нахождение баланса интересов (в сфере трансфертного ценообразования. — Авт.) государства и бизнеса», — подчеркнул он в минувшую пятницу. Тем не менее министр уверен, что все спорные вопросы по одобренному накануне в первом чтении законопроекту будут решены. Он даже прогнозирует, что этот закон будет принят в целом на нынешней сессии парламента. Затем, по его словам, будет поставлена задача качественной имплементации этих механизмов.
Напомним, что 20 июня 279 народных депутатов одобрили в первом чтении правительственный законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о трансфертном ценообразовании». Более того, парламентарии согласились на укороченную процедуру доработки законопроекта, чтобы вынести его на второе чтение еще на этой сессии. «Призываю стать на позиции государственного патриотизма, — обратился Клименко к сознательности зала, — точка прибыли должна быть в стране, где она заработана». Законопроект, в частности, предусматривает, что налоговому контролю подлежат операции со связанными лицами, а также с нерезидентами, зарегистрированными в стране, в которой ставка налога на прибыль (корпоративный налог) на пять и более процентных пунктов ниже, чем в Украине. Объем операций, подлежащих контролю, будет составлять более 50 миллионов гривен в год с каждым контрагентом. Для сопоставления цены в неконтролируемых операциях предлагается определять диапазон рыночных цен или диапазон рыночной рентабельности в зависимости от выбранного метода определения цены в контролируемых операциях.
Естественно, фракции «Батьківщина» и «УДАР» законопроект не поддержали. Так, экс-министр экономики Сергей Терехин считает, что он не соответствует рекомендациям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и вводит льготы для отдельных отраслей, собственники которых близки к власти: химии, металлургии, угольной промышленности. По мнению оппозиции, основной претензией к законопроекту является то, что он предусматривает контроль над внутренними операциями. «Закон позволяет влиять на внутреннее ценообразование, чего нет во всем мире», — утверждает народный депутат («УДАР»), экс-глава совета предпринимателей при Кабмине Оксана Продан.
Нет единства в этом вопросе даже в проправительственной фракции. Говорит глава профильного комитета Верховной Рады Украины Виталий Хомутынник (ПР): «Мы против того, чтобы был контроль внутренних операций. У нас есть своя позиция, мы будем ее отстаивать». Он отмечает, что Миндоходов продолжает настаивать на сохранении этой нормы в тексте закона. «Но парламент принимает решения, а не министерство принимает закон. Хотя министерство может рекомендовать вето (Президента. — Авт.)», — разъяснил руководитель комитета. Однако, кажется, эти расхождения глубоко продуманы — норма о внутреннем контроле, похоже, специально заложена в проект закона, чтобы ею, в ответ на критику, можно было легко пожертвовать. Такие приемы в нашем парламенте освоены уже давно. И такое предположение не замедлил подтвердить сам Клименко. Он заявил, что Миндоходов не будет бороться за эту норму.
Резко негативную оценку вынес трансфертному законопроекту «Украинский кредитно-банковский союз». «Отдельные нормы законопроекта приведут к существенному ухудшению условий ведения бизнеса в Украине. Ведь, по сути, вводится новый вид налоговой проверки — проверка контролируемых операций, перечень которых не является четко определенным, что значительно отягощает ведение налогового учета и усиливает фискальную нагрузку на бизнес в Украине», — отмечает УКБС в своем заявлении. Эксперты союза подчеркивают, что регулирование трансфертного ценообразования следовало бы вводить отдельным нормативно-правовым актом, а не путем изменений в Налоговый кодекс. Это, как считают в УКБС, существенно затрудняет понимание новых норм.
КОММЕНТАРИИ
Наталия СЕМЕНЧЕНКО, член-корреспондент Украинской академии наук:
— Закон необходим, и это очевидно. Другое дело, что его разработка и внедрение потребуют не просто качественных экономических решений, но и дополнительных ресурсов. Надо понимать, что закон направлен на искоренение «левых схем» ввоза импортной продукции в Украину, чем, к сожалению, вынужден заниматься средний бизнес. Крупный бизнес работает легально или использует другие схемы оптимизации налогообложения. Поэтому необходимо тонко отследить ту грань контроля бизнес-структур, которая позволит им работать при введении этого закона, уплачивать необходимые налоги, но при этом продолжать свою деятельность и не разориться.
Такой опыт в Украине уже есть. Несмотря на пока еще несовершенную систему налогообложения, мы уже знаем о некоторых налоговых послаблениях для предприятий различных отраслей. Это дает надежду на то, что одновременно с ликвидацией теневых схем будут создаваться комфортные условия для тех, кто готов работать в открытую и приносить пользу государству. Вместе с тем хочу подчеркнуть — закон о трансфертном ценообразовании должен соответствовать международной практике, быть детализированным, прозрачным и понятным бизнесу. Если наш бизнес будет иметь возможность привлечь достаточное количество специалистов-экономистов для мониторинга и анализа цен, если будет создан продуманный механизм решений спорных ситуаций и у компаний не будет недостатка в специалистах, юридически грамотно и экономически обоснованно отстаивающих их интересы, то этот закон может быть успешно имплементирован. Уверена, что в этом случае он будет способствовать цивилизованному развитию бизнеса, сохранению валюты в стране и вливанию дополнительных средств в бюджет, что так необходимо Украине сегодня.
Леонид РУБАНЕНКО, президент Союза налоговых консультантов Украины, глава Объединения организаций работодателей Харьковщины:
— В этом законе нет ничего особенного, новизны там нет. Он почти полностью переписан с российского. Но как в России этот документ не работает, так и у нас не будет. Потому что для решения вопросов трансфертного ценообразования требуется такой менталитет, какой мы видим в Европе. Вот в Германии такой закон работает, правда, в нем к бизнесу более лояльное отношение. А у нас это все, к сожалению, хорошие пожелания. Если бы налоговая у нас по-человечески работала, то положения закона бизнес бы одобрил. А так я могу утверждать, что закон о трансфертном ценообразовании направлен в основном на то, чтобы удовлетворить пожелания международных наблюдателей за Украиной типа МВФ и ЕБРР. Нас спросят, как вы перекрываете лазейки, позволяющие уходить от налогов. И мы ответим: у нас есть новый закон. Но мало его принять. Нужно, чтобы он работал. А на это можно рассчитывать не ранее, чем года через полтора. Но его еще нужно принять — пока что он прошел только первое чтение. Интересно, что для массового украинского бизнеса (95%) этот закон, как говорится, фиолетового цвета, то есть он к нему равнодушен, потому что не использует таких схем. Занимается этим только крупный бизнес, у которого раз в год случаются сделки такого объема (50 миллионов гривен). И разве знающие люди не догадаются, как обойти контроль? Достаточно сделку провести немного меньше указанной суммы.
Олег УСТЕНКО, исполнительный директор Фонда Блейзера:
— Концептуально я понимаю, что закон о трансфертном ценообразовании необходим. Достаточно большая часть экономики, находящаяся в тени (это, по некоторым оценкам, до 50%), фактически не платит никаких налогов. Одна из возможностей так работать обеспечена пробелами в сфере трансфертного ценообразования. И это не только наша, украинская, проблема. Она присуща и странам с куда более развитыми экономическими системами. Связанные компании передают продукцию одна другой. При этом практически ничего не происходит, кроме передачи документов. В результате страна, в которой зарегистрирована и работает такая компания, просто лишается своих средств. Повторяю, закон довольно прогрессивный. Есть обычные опасения, возникающие в Украине всегда и для всех законов, связанные с имплементацией. Многие люди не верят, что этот закон будет реально и для всех одинаково имплементирован. Но, по моему мнению, есть все-таки достаточная уверенность, что закон будет нормально работать. И это потому, что Кабмин и его первый вице-премьер, отвечающий за экономику, а также министр доходов и сборов, да, в общем-то, и премьер, т.е. весь экономический блок, хорошо мотивированы тем, чтобы закон начал работать, — необходимо собрать дополнительные средства в госбюджет. Другим путем, увеличением или изменением налогов, или даже их уменьшением, чтобы затем стимулировать подъем экономики, этого не добиться. Потому что их эффекты отложены во времени. А контроль за трансфертным ценообразованием может почти сразу дать эффект для бюджета. Это очень серьезная и жесткая мотивация. Но существуют и риски для бизнеса, особенно для того, который пользовался такими схемами. Правда, соответствующие компании не очень активно развивали свое производство в Украине, а решали задачи совсем другого характера: пытались не только минимизировать затраты, но и вывести деньги из страны.
Продолжение темы: