Недавно польская компания Pesa выиграла тендер на поставку 40 трамваев для Киева. Самое интересное в этой новости — стоимость контракта. Она составляет 1,813199 млрд грн. Всего на 1 тыс грн меньше, чем предлагал львовский завод «Электрон» — 1,8132 млрд грн.
В Китае, к примеру, если иностранная компания участвует в государственном тендере вместе с национальными производителями, то предпочтения отдаются иностранцу только когда цена своего производителя на 20% выше, чем в иностранного! В остальных случаях предпочитают работать со своими.
Кроме того, даже в этом случае правительство пытается помочь своему производителю стать более конкурентным, предоставляя квоты и субсидии.
Так же существуют ограничения для иностранных производителей, которые собирают или производят товары в Китае. Им тоже разрешено участвовать в госзакупках, но с условием, что их продукция должна быть «внутренняя». А если больше 50% добавленной стоимости продукции создаётся за пределами Китая, она не считается «внутренней». И потому такие компании тоже не могут успешно конкурировать на рынке Китая.
Даже положения подписанного Соглашения о госзакупках ВТО, которое должно обеспечивать свободный доступ всем игрокам на рынок госзакупок, Китай постоянно игнорирует. Все сроки переговоров по этому вопросу китайцы постоянно передвигают.
Они понимают: государство — это ключевой игрок на рынке внутреннего потребления. И если заказы получают свои компании, то польза выражается в налогах, зарплатах, росте смежных отраслей. Чем меньше импорта, тем больше пользы получит своя экономика. А когда деньги идут иностранному производителю, то пользу от этого получит другое государство.
Почему в качестве примера привожу Китай? У них, как и сейчас в Украине, было очень слабое внутреннее потребление. И они нашли решение в развитии экспорта. При этом на росте экономики отображается чистый экспорт — экспорт минус импорт. Политика госрасходов была нацелена на развитие внутреннего производства, обеспечивая таким образом его заказами. Параллельно преследовалась цель уменьшения импорта, чтобы увеличивать чистый экспорт.
Вернемся к трамваям
В этой ситуации Польша на одном контракте получила почти $ 70 млн экспорта. Для нас — это импорт. Для них — это плюс в ВВП, для нас — минус. А если бы заказ получила украинская компания, то эти 70 млн дол пошли бы дальше в нашу экономику. Конечно, не вся сумма. Часть ушла бы на импорт деталей, компонентов, оборудования. Но другая часть бы осталась и работала на нашу экономику, а не на экономику поляков.
И я хочу поздравить наше правительство. На одном этом контракте мы потеряли всю пользу от недавнего подписания ЗСТ с Канадой. После подписания этого соглашения, наша страна расчитывает увеличить экспорт в эту страну и подобные импортные контракты просто нивелируют эту пользу от роста. Нас погубит не коррупция. Нет. Нас погубит идиотизм.