Каждый раз при смене правительства появляется надежда на то, что изменится экономическая политика. Откровенно неолиберальное предыдущее правительство ушло, оставив спад промышленности.
Мне как неисправимому приверженцу промышленного развития уже виделись большие возможности предлагать изменения, которые приведут к созданию такой экономики, которая будет способна дать европейский уровень жизни 42 млн украинцев, так как существующая аграрно-сырьевая структура экономики не способна обеспечить достойную жизнь даже для 30 млн наших граждан. Надеялся, что, наконец, Украина займет субъектную позицию в мировых войнах за рынки, людские и агроминеральные ресурсы, инвестиции, технологии. Что власть начнет совмещать либеральные и стимулирующие экономические инструменты, как это делают ВСЕ (!) наши соседи и все страны, которые стали успешными. Что мы начнем продвигать свой несырьевой экспорт и эффективно защищать свои рынки.
Но разразился коронакризис. И в медиапространстве появились те, кто утверждает, что он похоронил надежды не только Украины, но и других слаборазвитых стран на применение экономической политики развития и перехода к новым технологическим укладам. Мол, теперь нужно антикризисное планирование, предусматривающее только спасательные меры. Я категорически с этим не согласен. Без сочетания «спасательных мер» с инструментами развития — мы останемся «экономической колонией», которая преимущественно экспортирует сырье и низкотехнологическую продукцию с малой добавленной стоимостью, талантливых людей и заработанные в Украине доходы, а импортирует готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью и международную финансовую помощь. Несчастность нации измеряется размером ее диаспоры.
Вместе с членами Дискуссионного клуба «КОЛО» Анатолием Максютой и Владимиром Панченко еще в 2010-м году мы разработали и предлагали Украине стратегию, которая позволяла за 5 лет увеличить ВВП в 2 раза, а за 10 лет — в 4 раза. Все эти годы наши наработки совершенствовались десятками светлых голов. И несмотря на то, что я возглавляю партию, которая пока не вернулась к власти в Украине, мы предлагали наши наработки всем правительствам. Поскольку убеждены, что сейчас не время политических баталий и конфликтов. Внутренние противоречия лишь ослабляют Украину, делая ее удобной добычей для врага. Поэтому всем, кто верит в Украину и хочет для нее обеспеченного будущего, нужно забыть о ссорах и объединить усилия.
До сих пор на наши предложения мы слышали ответ «не время». Надеюсь, что сейчас оно будет актуально. И кризис поможет.
Достаточно трудно в условиях коронакризиса и ограниченности ресурсов предложить рецепт гарантированного успеха. Никто в мире не знает идеального сценария. Впрочем, почему-то в самые кризисные кризисы умные элиты, придерживающиеся национальных интересов, предлагают такие меры, которые не только сохраняют рабочие места, быстро создают новые для уволенных, но и закладывают основу для быстрого роста благосостояния. Поэтому я в этом материале сосредоточился на части краткосрочных действий, которые являются частью долгосрочного стратегического плана. Мы их разрабатывали вместе с предпринимателями, банкирами, учеными, ассоциациями производителей. А уж их имплементация через постановления и другие документы, как и организация деятельности органов власти — в руках нового Кабинета Министров. Сейчас идеальное время для внедрения стимулирующих мер и переговоров с нашими евроатлантическими партнерами.
Ниже приведены предложения, которые я две недели назад передал правительству. Некоторые из наших предложений уже вижу в месседжах власти, в частности позицию, которую я неоднократно озвучивал на различных консультационных переговорах — быстрые беспроцентные кредиты для бизнеса на выплату зарплаты, энергетики и коммуналки. Это действие интересно тем, что одновременно способствует и социальной защите работающих и улучшает макроэкономические показатели страны, устойчивость бизнеса и уменьшает расходы бюджета: даже компенсация процентной ставки из бюджета будет меньше, чем выплаты по безработице, если человека уволят. Также НБУ снизил учетную ставку. Хотя 8% мало. Но это уже позитив.
Итак, мероприятия, которые нужны.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЯТЬ ПРИОРИТЕТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Во-первых, предлагаю выбрать точки приложения усилий, которые дадут наибольший эффект при имеющихся у нас возможностях. А это:
1. МАШИНОСТРОЕНИЕ:
1.1. ВПК
1.2. Авиакосмос
1.3. Энергомашиностроение
1.4. Судомашиностроение
1.5. Агромашиностроение
1.6. Транспортное машиностроение
1.7. Автопром и компоненты
1.8. Станкостроение
Пример инструментов, которые нужно применять:
1. Кредитная и/или лизинговая программа, в том числе под государственные гарантии для закупки государственными предприятиями и другими заказчиками продукции отечественных производителей (в первую очередь — машиностроения)
2. Приведение в соответствие с требованиями безопасности сроков эксплуатации транспортного вагонного парка (ограничение срока до 20 лет).
2. УГЛУБЛЕННАЯ ПЕРЕРАБОТКА:
2.1. Агро
2.2. Лес
2.3. Руда
Национальной идеей должно стать то, что ничто не должно выехать в виде сырья. Весь мир воюет за добавленную стоимость. Экономическая политика определяет, кто сырьевой придаток, а кто это сырье перерабатывает и оставляет у себя добавленную стоимость. В каждой тонне зерна $250-300 добавленной стоимости. Более 40 видов продукции, которые имеют мировой спрос. За время моратория на вывоз леса-кругляка в Украине построены десятки заводов. А если бы предпредыдущее правительство не покрывало масштабную контрабанду леса, были бы построены сотни заводов.
Пример инструментов, которые нужно применять:
1. Постепенный ввод экспортных пошлин на сырье;
2. Дешевое и долгое финансирование перерабатывающих предприятий.
3. ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:
3.1. Информационные технологии
3.2. Фармацевтика
3.3. Биотехнологии
3.4. Нанотехнологии
3.5. Робототехника
Пример инструментов, которые нужно применять:
1. Гранты;
2. Снижение нагрузки на фонд оплаты труда. Особенно актуально для ІТ и R & D. Сейчас в этих сферах подавляющее большинство специалистов заняты как физические лица-предприниматели. Отрасль пойдет на увеличение налогов вдвое, чтобы иметь возможность иметь работников в штате. Здесь будет и положительный эффект для бюджета.
3. Создание территорий свободы с льготным режимам налогообложения — технологических парков. В Беларуси очень успешный Парк высоких технологий в Минске, а в Турции десятки Особых технологических зон.
4. ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ:
4.1. Объекты государственной и коммунальной собственности;
4.2. Производственный сектор;
4.3. Частный сектор;
4.4. Потери в сетях.
Пример инструментов, которые нужно применять:
4.1. Энергосервисные контракты. В Украине почти 100 тыс.! объектов государственной и коммунальной собственности, которые нуждаются в энергомодернизации (отопление, утепление, освещение...);
4.2. Расширение программы теплых кредитов;
4.3. Жесткие стандарты энергосбережения при введении объектов в эксплуатацию
5. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
Минэкономики провести анализ импорта и по основным позициям разработать отдельные планы организации производства в Украине. Для примера: 10 лет назад мировой лидер производства бумаги хотел построить завод в Украине. Инвестиция — 1,2 млрд. евро. Закрыли бы 85% импорта. Еще и экспорт с Украины планировался. Встречались с двумя правительствами. Их не пустили. По моей информации, они снова проявили интерес к Украине.
ДОСТУПНЫЕ ДЕНЬГИ
Критически необходимо увеличить предложение и доступность денег:
1. Рост кредитования за счет либерализации банковского регулирования в части уменьшения уровня резервирования, уменьшение ставок рефинансирования и других мероприятий;
2. Снижение учетной ставки НБУ;
3. Списание «токсичных активов» с портфеля банков для обеспечения эффективности рефинансирования;
4. Использование государственных гарантий для масштабного финансирования ипотеки, инфраструктуры, лизинга. Либерализация механизма предоставления государственных и местных гарантий;
5. Либерализация расчетов по резервированию для государственных гарантий, которые должны стать основным инструментом правительства для запуска ипотеки, лизинга, энергомодернизации и других инструментов;
6. Ограничение размера процентных ставок по потребительским кредитам;
7. Изменение положения о НБУ в части ответственности за занятость и экономический рост.
ИНВЕСТИЦИИ
Необходимо создать привлекательные условия для инвестирования в Европе. Имея лучший бизнес-климат, свободный доступ к огромному рынку, наши соседи в борьбе за инвестора создают точки роста (индустриальные парки, СЭЗ) и, помимо других преференций, возвращают инвестору различными инструментами 15-50% от CAPEX. Например, в Литве 8 СЭЗ и более 40 инструментов. От оплаты участия в выставках до 80% компенсации сметы высокотехнологичного проекта. В Турции 434! особые экономические и технологические зоны. Здесь приведен неполный перечень инструментов стимулирования инвестиций, потребуется:
1. 50% амортизация основных средств в момент ввода в эксплуатацию импортного производственного оборудования;
2. 100% амортизация основных средств, произведенных в Украине (локализация — не менее 50%), в момент ввода производственного оборудования в эксплуатацию;
3. Налоговый кредит в объеме 30—50% капитальных затрат на профильное производство;
4. Отмена НДС на импорт производственного оборудования, которое не производится в Украине;
5. Софинансирование с бизнесом и органами местной власти проектирования и строительства инфраструктуры индустриальных парков. Создание как минимум 200 индустриальных парков;
6. Принятие законопроекта о реальных преференциях для резидентов индустриальных парков.
СТИМУЛИРОВАТЬ ЭКСПОРТ. СОКРАЩАТЬ ИМПОРТ
Для устойчивого развития Украины необходимо улучшение экспортно-импортного баланса. А во время кризиса необходимо максимально ограничить выход средств из Украины. Нужно становиться субъектом в войне за рынки. Нужна комбинация следующих действий:
1. Ограничение импорта путем временного запрета или заградительных пошлин на закупки за счет центральных и местных бюджетов импортных товаров и услуг, кроме критического импорта (перечень определяет КМУ)
2. Тарифные и нетарифные ограничения (отдельные товарные позиции согласно перечню КМУ)
3. Осуществление закупок товаров, а также выполнение планов капитальных инвестиций государственных предприятий и органов местного самоуправления, как в рамках публичных закупок, так и в рамках финансирования международными финансовыми организациями, исключительно при условии достижения установленной степени локализации производства в Украине — не менее 50%;
4. Обеспечение полноценного функционирования экспортно-кредитного агентства (уже 3 года саботируется выполнения принятого закона) и предусмотрение финансирования поддержки экспорта. Докапитализация ЭКА на 10 млрд нрн.
5. Введение ограничений (в том числе предварительных мероприятий), предусмотренных системой соглашений Всемирной торговой организации (ВТО), по импорту товаров в рамках торговых (антидемпинговых, антисубсидиционных и специальных) расследований в рамках защиты отечественных товаропроизводителей от недобросовестного импорта.
6. Остановить подписание Соглашения о свободной торговле с Турцией в таком виде.
7. Начать переговоры по улучшению условий ВТО и ЗСТ.
ЭФФЕКТИВНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НАЛОГОВ
1. Обеспечение полноценного функционирования законодательства по трансфертному ценообразованию
2. Наведение порядка на таможне и в налоговой инспекции.
БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Финансы часто называют кровью экономики. По аналогии, как кровь доносит до каждой клетки организма жизненно необходимый кислород и микроэлементы, так и финансы являются тем, что обеспечивает полноценное функционирование каждого элемента большой экономической системы. Впрочем, банковская система, пользуясь этой медицинской терминологии, является сосудами, которые обеспечивают движение финансов в экономике. Если они «закупоренные» неработающими токсичными кредитами, либо не выполняют своих функций, потому что просто не работают с небольшими «клетками» — микро— и малым бизнесом, экономическая система начинает стагнировать. Чтобы вылечить наши «сосуды», необходимо:
1. Отмена Положения об определении банками Украины размера кредитного риска по активным банковским операциям (Постановление Правления НБУ №351), формирование резервов на покрытие кредитного риска исключительно по требованиям МСФО. Это позволит не создавать дополнительную нагрузку на капитал банков;
2. Отсрочка введения Положения об организации процесса управления проблемными активами в банках Украины (Постановление Правления НБУ №97)
3. Формирование перечня приоритетных стратегических отраслей для кредитования с возможностью рефинансирования их долговых инструментов Национальным банком Украины (машиностроение, энергомодернизация, импортозамещение, инфраструктура, ипотека, строительство)
4. Внедрение возможности рефинансирования под обеспечение ОВГЗ по номинальной стоимости или выкупа Национальным банком Украины ОВГЗ по номинальной стоимости. Внедрение инструментов кризисного бланкового рефинансирования банков Национальным банком Украины с одновременным внедрением инструментов контроля целевого использования средств (в т.ч. запрет покупки валюты за кредитные средства).
5. Внесение изменений в Инструкцию о порядке регулирования деятельности банков в Украине (постановление Правления НБУ №368):
5.1. Уменьшение норматива адекватности регулятивного капитала (Н2) с 10% до 5% и норматива адекватности основного капитала (Н3) с 7% до 3,5%, то есть до уровней, являющихся приемлемыми в случае реализации кризиса.
5.2. Временная отмена действия нормативов ликвидности LCRвв и LCRив.
Либерализация трудового законодательства
1. Разрешить ФОПам становиться на биржу по безработице без закрытия ФОПа;
2. Ограничить штрафы, налагаемые на предприятие и его руководителей, и уменьшить ответственность предприятий при увольнении работников в связи с сокращением (при обеспечении существующих прав работников).
АДАПТАЦИЯ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ
Способствовать уменьшению безработицы и улучшению платежного баланса Украины можно путем:
1. Отмена НДС и налога на прибыль в объеме суммы инвестиций в течение двух лет со дня введения нормы (для инвестиций объемом до 200 тыс. дол. Для трудовых мигрантов, вернувшихся в Украину)
2. Возвращение к трудоустройству 300 тыс. работников, которых готовы принять страны-реципиенты при обеспечении ими медицинских и социальных гарантий (Польша, Германия и др.)
3. Обеспечение бесперебойного функционирования зеленых транспортных коридоров (для персонала международных перевозчиков, в т.ч. моряков)
БЫСТРОЕ СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ
Премьер-министр озвучил планы правительства по созданию тысяч рабочих мест. Но это не значит, что государство должно становиться работодателем, оно должно позаботиться о стимулах для частного бизнеса и государственных проектах. А это, по моему мнению, должны быть разработки стимуляции роста для следующих сфер:
1. Производство и доставка продуктов питания и средств защиты и гигиены;
2. Медицинское обслуживание и забота о людях пожилого возраста;
3. Рабочие места в агропроизводстве и агропереработке и строительстве инфраструктуры агросектора;
4. Лесное хозяйство, в том числе высадка и очистка лесов, заготовка сырья;
5. Строительство мусороперерабатывающих заводов и ликвидация стихийных свалок;
6. Ревитализация загрязненных территорий;
7. Строительство и восстановление транспортной инфраструктуры;
8. Создание инфраструктуры индустриальных парков;
9. Энергомодернизация;
10. Отдельная программа строительства малоэтажного жилья;
11. Программы аутсорсинга рабочей силы за границу в технологических профессиях (добыча нефти и газа, моряки, другие профессии).