Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Наши выпускники не эмигрируют»

Президент бизнес-школы МИМ-Киев Ирина Тихомирова — о том, почему она считает, что предпринимательство в Украине подает обнадеживающие сигналы
21 августа, 2018 - 11:08
ФОТО C САЙТА ENERGOATOM.KIEV.UA

Бизнес-школа МИМ-Киев усиленно готовится к отмечанию очередного юбилея. В следующем году институции исполняется ровно 30 лет. В далеком 1989 году ныне покойный Богдан Гаврилишин вместе с компаньонами осуществили едва ли не самый амбициозный проект для Украины того времени — открыли первую бизнес-школу на территории Советского Союза. Впоследствии МИМ-Киев, без преувеличения, сформировала стандарты бизнес-образования всего региона.

Сегодня МИМ-Киев — это мощная институция в мире образования для взрослых не только в национальных границах, но и далеко за ее пределами. Это подтверждают десятки международных наград и аккредитации. В частности, МИМ входит в 300 лучших бизнес-школ мира и номер один в Украине по выводам международного агентства Eduniversal. А выпускники МИМ составляют наибольшее бизнес-содружество в Украине: более 2500 выпускников МВА и более 6000 членов сообщества в целом. Поэтому по их комментариям и действиям можно делать определенные выводы относительно бизнес-трендов в стране. Об этом, собственно, мы и поговорили с президентом бизнес-школы МИМ-Киев Ириной ТИХОМИРОВОЙ, которая вчера праздновала свой день рождения, а 1 июня исполнилось ровно 10 лет, как Ирина Олеговна возглавила бизнес-школу.

— Недавно вышло издание «Business and Society. Making Management Education Relevant for the 21st Century». Книга является результатом многолетнего исследования в 11 странах мира, в частности и в Украине, целью которого было определение, с одной стороны, текущих и будущих потребностей корпоративного мира, а с другой — готовности бизнес-школ удовлетворять эти потребности. Вы — один из соавторов. Расскажите, пожалуйста, детальнее о проекте. И почему МИМ-Киев принимал в нем участие?

— Речь идет об исследовании оценки потребностей обучения менеджменту. Проводилось оно второй раз. Впервые оно проводилось в начале 2000-х. И вот сейчас — через 15 лет — мы изучали, каким образом изменились запросы корпоративного мира на обучение менеджменту.

В начале 2000-х бизнес-образование получали люди, которым было 35-40 лет. Среднее и высшее образование они получали еще в советской школе. И, соответственно, они несколько по-особому представляли бизнес и то, как его нужно развивать.

Сегодня ситуация изменилась. К нам приходят люди, которые выросли в совершенно другой системе. Они уже не под «чарами» наследия социализма в управлении, не имеют пиетета к командной системе управления. Они уже выросли в рынке. И знают все ограничения и правила игры. Они уже хотят о продукте, инновациях, нише на рынке.

— Насколько запросы нашего корпоративного мира отвечают мировым тенденциям?

— Мы имеем очень похожие запросы с запросами стран Балтии и Польши. Мы такие же, как они. Хотя условия у нас таки разные: они являются членами Европейского Союза, у них нет войны.

Наш бизнес точно смелее. Жить и работать в условиях двух революций, каскада кризиса, потери территорий и войны — это еще тот вызов.

—  Каковы ваши прогнозы на будущее в бизнес-образовании. Футурологи говорят, что диджитализация общества и экономики приведет к тому, что люди массово будут терять рабочие места. Их будут заменять роботы. Трудно себе представить, чтобы владельцы бизнеса роботизировали функцию менеджмента. И все же — вызовы для бизнес-образования, которые ставит стремительное развитие цифрового мира, какие они?

— О том, что бизнес меняется под воздействием среды, дискуссии продолжаются всегда.

Меняются требования к квалификации. Сегодня нельзя быть необразованным в цифровой тематике. Диджитал-образование становится частью любого работника.

Тотальная глобализация приводит к тому, что бизнес теряет паспорт. А работа не ограничивается гражданством. Бизнес перестает быть ограниченным национальными границами.

Мы проводили опрос среди наших слушателей относительно того, сосредоточен ли их бизнес на внутренний рынок или имеет зарубежные связи. И 100% опрошенных ответили, что имеют отношения с зарубежными партнерами.

Совершенно меняется маркетинг, реклама, социальные медиа или умирают бумажные медиа или они трансформируются в другие. Как формируют потребительские симпатии и как это влияет на продвижение, рекламу и вообще на наш мозг.

Телевизор отходит, потому что молодежь уже почти не смотрит его. Но что влияет? Полностью меняется медийная экосистема.

Перед работодателем стоит вопрос разработки собственного бренда, быть привлекательным. Все хотят работать в Google или в Apple, потому что это бренд не только потому, что платят, а это в первую очередь связано с тем, что это чрезвычайно интересный опыт работы, несмотря на то, что там происходит. Новые тренды — безумно меняют среду, в которой нужно будет работать.

По-видимому, за 10 лет бизнес абсолютно меняется. Медицина, биология и биотехнологии — продолжают жизнь.

И парадокс в том, что, с одной стороны, продолжительность жизни увеличивается, а с другой — технологии очень быстро стареют.

Если мы говорим, что невозможно на всю жизнь, люди, которые поступают в университет, их учат, потому что через пять лет, особенно когда речь идет о технологических специальностях, технологии так меняются, что то, чему их учили, уже не используется. Поэтому человека нужно научить учиться. Это чрезвычайно важно для детей и молодых людей, и поддерживать жажду к новой учебе. Не бояться, а учиться. Задача школы и университетов — не убить и научить брать новое.

Если говорить о бизнес-образовании, количестве людей, которые должны к нему приходить, — увеличивается, из-за того, что увеличивается период активной профессиональной жизни. Люди в 50-55 лет еще профессионально активны и не считают себя пенсионерами. Но там работают другие правила — они учатся один от другого больше, чем от книг. Опыт, понимание, связи — это важно, когда речь идет об обучении взрослых, которое отличается от образования юных. К сожалению, у нас нет закона об образовании взрослых, мы разбираемся со школьным, университетским образованием. Хорошо, что у нас есть Министерство, называется образования и науки, потому что когда оно называлось Молодежи и спорта — было понимание, что все образование на молодежи и завершается...

— Ирина Олеговна, пять лет назад глава Наблюдательного совета Бизнес-школы МИМ-Киев Виталий Анатолиевич Гайдук говорил нам в комментарии о том, что бизнес-школа постоянно должна держать руку на пульсе, потому что в «каждый новый набор приходят сильнее и сильнее». Как вы оцениваете нынешний набор? Заполняете ли вы все предложения? И где ваши «более сильные»? Поскольку вас неоднократно отмечали лучшей из лучших бизнес-школ в Украине, то, видимо, правильно смотреть на бизнес-климат в стране с позиции, сколько ваших выпускников трудоустраивались здесь, а сколько выехало?

— В этом году набор лучше, чем в прошлом. Мы видим рост спроса на корпоративные программы. Это когда компания оплачивает задачи своих сотрудников. Мы считаем, что это чрезвычайно позитивный тренд, потому что умирающая компания никогда не будет учить. Компания учит, когда она видит будущее, строит и не боится.

Когда говорят: что делать, если мы их научим, а они уйдут? Я всегда отвечаю: а что будет, если вы их учить не будете, и они останутся?

У нас был вопрос, что с начала сентября мы не можем начать обучение, потому что мы переполнены и должны отложить начало корпоративной программы.

А вот что касается «выезжают», то мы очень много делаем для того, чтобы наши дипломы признавались. Это же касается наших аккредитаций и рейтингов.

Бизнес-образование — это международное образование, и наши дипломы признаются и подтверждаются на Западе. Это — возможность вести совместные проекты с иностранными партнерами, организовывать совместные предприятия, открывать заводы в других странах. Это совершенно нормально для бизнеса.

Вопрос: проще ли с нашими дипломами подтвердить свою квалификацию, когда речь идет о международных партнерствах. Ведь инвесторы очень часто обращают внимание на образование партнера. Наши выпускники не эмигрируют за границу по рабочим специальностям. Ведь обучение  дорогое и заплатить такую сумму, чтобы потом эмигрировать и искать работу, это вряд ли. Возможно, так бывает. Но в большинстве люди, которые у нас учатся, развивают бизнес, и он становится более международным. Это — позитивный тренд.

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ