Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Наталья КОРОЛЕВСКАЯ: Необходимые стране реформы мы поддержим

12 апреля, 1996 - 20:32

Вполне возможно, что в ближайшее время жизнь украинского предпринимателя станет несколько легче. Уже в этом месяце может заработать принцип «молчаливого согласия». Что это за принцип? Как он работает? Об этом в интервью «Дню» рассказала автор законопроекта, глава парламентского комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталья КОРОЛЕВСКАЯ. Мы также поговорили о реформаторском потенциале новой властной команды, о том, как БЮТ будет работать в оппозиции и о том, как Украине сохранить статус космической державы.

— Наталья Юрьевна, недавно Президент поручил вице-премьеру Сергею Тигипко поработать над упрощением процедуры получения разрешений для предпринимателей и ввести принцип «молчаливого согласия». Вы являетесь автором этого закона. Выходит, новая власть использует ваши наработки?

— На самом деле, очень важно существование преемственности в принятии и проведении реформ: не нужно каждый раз изобретать велосипед, лучше хорошо крутить педали. Каждое правительство, независимо от политических взглядов, должно делать шаг вперед, а не два шага назад. Это позволит нам сформировать такую политическую и экономическую культуру, в которой будет заложена институциональная память, обеспечивающая последовательность действий власти. Ведь глубинные, структурные реформы невозможно провести за год-полтора.

Наш политикум с трудом идет на радикальные шаги по улучшению бизнесс-климата в стране: принцип «молчаливого согласия» в течение длительного времени не принимался парламентом: за прошлый год мы четыре раза подавали законопроект, содержащий данную норму! Закон все же был принят и сейчас, я уверена, есть все возможности внедрить данный принцип. Фактически, он должен был заработать уже с первых дней апреля.

— Возможно, не все знают, что означает принцип «молчаливого согласия»

— Предприниматель подает необходимые документы в разрешительный орган, и если в установленный законом срок не получает ответ в письменной форме (разрешение или обоснованный отказ), может начинать хозяйственную деятельность без соответствующего разрешения.

Сегодня ведь как у нас происходит? Человек обращается к чиновнику и ждет принятия решения, но чиновнику торопиться некуда — в результате начинается торговля разрешениями. Принцип «молчаливого согласия» позволяет свести к минимуму возможности чиновников затягивать принятие решений. Таким образом, из разрешительной системы устраняется «человеческий фактор».

Сегодня полноценной работе принципа «молчаливого согласия» мешает отсутствие нормативных документов, которые должен принять Кабинет Министров.

— Сейчас в правительстве как мантру повторяют слово «реформа», а вы видите вообще потенциал в этом правительстве для проведения реформ?

— Потенциал есть. Вопрос в том, готовы ли они не только концентрировать власть в своих руках, но и брать на себя ответственность за принятые решения?

— Кстати, еще совсем недавно Партия регионов критиковала правительство Тимошенко за сотрудничество с МВФ. Мол, загоняете страну в дикие долги. Сейчас мы видим, что правительство Азарова пытается всячески наладить сотрудничество с МВФ, и хочет, если я не ошибаюсь, 5 млрд. долларов.

Несмотря на критику, все объективно понимали, что без сотрудничества с МВФ в стране наступил бы как социальный, так и финансовый коллапс. Кредиты Фонда позволили провести рефинансирование банков, оздоровить авиационную и судостроительную отрасли, поддержать металлургов и химиков, а главное — вовремя выплачивались пенсии и зарплаты. Такие меры были оправданы в прошлом году, сейчас статистика и экономика показывают, что страна находится совсем в других условиях: мы миновали кризис и экономика находится на стадии подъема.

Поэтому у меня возникает вопрос: для чего правительство сейчас просит у Международного валютного фонда 5 млрд. долларов? Деньги МВФ — не ресурс для проедания, они не должны направляться на выполнение обещаний Президента.

Заемные средства — это нормальная практика, как для бизнеса, так и для государства. Вопрос в том, что тратить их можно в нынешних условиях только на повышение конкурентоспособности украинской экономики.

— Как вы считаете, на чем сейчас, в первую очередь, сконцентрируется новая власть?

— Думаю, в первую очередь, на повышении социальных стандартов, потому что это было их предвыборной «фишкой». Будут использованы все возможные инструменты, чтобы этого добиться. Мы, конечно, будем поддерживать реализацию обещаний повышения социальных стандартов.

— Мы видим, что сейчас Партия регионов выстраивает сильную вертикаль власти. Новый президент получил абсолютно лояльного к себе премьер-министра, созданную «под себя» парламентскую коалицию, расставил своих губернаторов. К чему это может привести? Есть ли риск, что Янукович может стать вторым Кучмой? Вас такие тенденции не пугают?

— Меня пугает тенденция повторения Януковичем ошибок Ющенко: мы помним, как в 2005 году политические назначения проходили по принципу лояльности. Сегодня та же картина: главный критерий — политическая преданность, а не профессиональные качества. Совершенно беспричинно уволили массу профессионалов, которые делали свое дело и никак не были связаны с БЮТ. Это большая ошибка, которая повторяется в нашей стране во второй раз!

— Многие эксперты отмечают, что на фоне столь стремительных действий власти оппозиция выглядит растеряно. Тем более что мы сейчас наблюдаем очередной виток борьбы между оппозиционерами. Каждый хочет создавать свое теневое правительство...

— Разговоры о трех, пяти, десяти оппозициях — технология власти, которая стремится маргинализировать своих оппонентов: мол, смотрите, они между собой разборки устраивают... От этого никто не выиграет: ни общество, ни сама власть.

У оппозиции должны быть легальные инструменты влияния на власть, чтобы быть конструктивной и полезной обществу. Прежде всего, необходимо принять закон об оппозиции, четко фиксирующий ее права. В любом случае, будут законодательно закреплены права оппозиции или нет, мы будем проводить мониторинг решений власти, и не допустим ни теневой приватизации, ни сдачи национальных интересов, ни каких-либо иных действий, угрожающих суверенитету страны.

Думаю, оппозиция должна быть, в первую очередь, объективной. Если будут предложены реформы — непопулярные, но действительно необходимые стране — которые не принесут результата в краткосрочной перспективе, но будут работать на будущее экономики, такие решения мы обязательно поддержим.

— Одна из инициатив, которую активно разрабатывают — это налоговые каникулы для малого бизнеса на пять лет. Как вы вообще относитесь в такой идее и насколько она может быть полезна?

— Я слышала о каникулах не для малого бизнеса, а для семейного, который, к слову, законодательно никак не урегулирован. Объяснение было таким: «Это может быть кафе, где работают папа, мама и сын. Один посуду моет, второй готовит кушать, третий подает»... Давайте сначала законодательно выпишем определение «семейного бизнеса», раз мы решили его использовать, чтобы «кафе» не оказалось автосалоном или центром по продаже бытовой техники, а потом будем рассказывать, что и как будет работать.

В целом, я против создания дополнительных налоговых ниш, которые могут привести к усилению тенизации экономики. Необходимо не расширять, а сокращать пакет дискриминационных льгот.

Известно, что чрезмерные налоги — это последнее, чем государство может помочь себе, и первое — чем навредить бизнесу. Необходимо разработать такой пакет налогов, чтобы их было выгодно платить. Тогда бизнес будет оставаться в легальном поле, а не искать, как из него ускользнуть.

— А как насчет большой приватизации? У правительства Тимошенко с этим не сложилось, по разным причинам. Как вы считаете, сложится ли у Азарова?

— Нет ни одного барьера, который может помешать Азарову провести большую приватизацию. Нам приходилось преодолевать серьезное сопротивление: все хорошо помнят сотни заветированных Ющенко постановлений КМУ!

Кроме того, 2008—2009 годы были неблагоприятными для приватизации в плане конъектуры рынка.

Несмотря на это, неэффективно работающие государственные предприятия — опухоль на экономическом теле страны. Приватизация жизненно необходима. Пока в стране существует большое количество объектов, находящихся в государственной собственности, будет процветать коррупция, неэффективное управление и дележ сфер влияния. Главное — обеспечить прозрачную приватизацию. Именно прозрачность станет тестом власти в сфере большой приватизации. Впрочем, все будет очевидно еще на этапе предприватизационной подготовки объектов.

— Бытует мнение, что при прежнем правительстве экономика была импортоориентирована. Сейчас говорят, что во главу угла могут быть поставлены интересы экспортеров...

— Вступление в ВТО открыло для нас рынки других стран и если у вас есть продукт на экспорт, продавайте — нет никаких преград. Проблема в том, что у нас экспорт ориентирован на сырьевую составляющую, а она, как известно, создает очень мало добавочной стоимости.

Одно из самых больших конкурентных преимуществ Украины — это 46-миллионный внутренний рынок, за который борется весь мир, кроме нас. Мы умеем строить корабли, ракеты и самолеты — и гордимся этим. Но не можем эффективно распорядиться собственным внутренним рынком...

В отдельных отраслях — просто вопиющие ситуации. Например, у нас колоссальная металлургическая промышленность и комплекс автомобилестроения. Казалось бы, вот вам — вертикальная интеграция: своя руда, свой металл, свой уголь и .... свой автомобиль — больше добавочной стоимости произвести невозможно. Однако в стране не производится собственный автомобильный лист! Мы должны полуфабрикат отправить на экспорт, а затем импортировать металлический лист и делать из него автомобиль. Точно такой же пример с холодильниками: мы не умеем делать металл для холодильников. Такие интеграционные дыры — недопустимая роскошь для нашей экономики...

— Вчера, 12 апреля, был День космонавтики, и ваш комитет имеет к этому не последнее отношение. На сегодняшний день можно утверждать, что Украина это космическая держава?

— Речь идет не об утверждении, а о констатации факта: мы живем в космической державе и этот статус необходимо сохранить. Благодаря космической отрасли, Украина признана в мире как высокотехнологичная страна с колоссальным научным потенциалом. Да, во время кризиса отрасль финансировалась по остаточному принципу. Но, несмотря на это, Украина остается конкурентоспособной на мировом космическом рынке. В 2009 году коммерческие запуски позволили стране остаться в пятерке космических держав.

Сегодня главное наше достояние, конечно же, люди. Я была в Днепропетровске на «Южмаше» — другое поколение людей работает в отрасли: влюбленное в свое дело, видящее в нем смысл жизни...

По мере возможностей наш Комитет поддерживает космическую отрасль. Поэтому не так давно в первом чтении был принят проект закона, благодаря которому Национальное космическое агентство сможет открыть свои представительства по всему миру с предоставлением им достаточно широких полномочий. Конъюнктура рынка меняется с высокой скоростью и наш «космос» должен иметь возможности оперативно реагировать на изменения, более того — оперативно извлекать из них выгоду и заключать новые контракты. Законопроект подготовлен ко второму чтению. Надеюсь, будет принят в ближайшее время.

Вместе с тем, без серьезной государственной поддержки при существующей конкуренции на мировом рынке выжить нашей космической отрасли будет сложно. Необходимо принять пакет программ по поддержке отрасли и обеспечить достаточное финансирование на развитие. Только при таких условиях Украина будет занимать достойное место в «семье» космических держав.

— И последний вопрос, недавно Николай Янович Азаров спровоцировал целый взрыв возмущения своим сексистским высказыванием, что реформы — не женское дело. Об это даже писали в The Guardian. Как вам было слышать подобное заявление?

— Думаю, что все точки над «і» расставит время. Мы в своем мировоззрении движемся вперед, осознавая, что женщины во многих аспектах — более целеустремленные и более эффективные. Николай Янович — человек другой формации, отсюда и эта приверженность печально известному немецкому принципу «трех к»: Kinder, Kьche, Kirche (ребенок, кухня, церковь). С другой стороны, паранджу не заставляют носить — и слава Богу :).

Алена ЯХНО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ