По самым скромным подсчетам, фитнесом в Киеве занимается около 25—30 тысяч людей. Это всего лишь менее 1% населения города. В Москве, например, клиентов фитнес-центров — около 3% населения. В свою очередь, киевский рынок фитнеса занимает не менее четверти всего украинского рынка. Для сравнения: в Великобритании — 6%, Германии — 6%, а в США — целых 12% населения посещают фитнес-центры. Таковы подсчеты аналитической службы киевского фитнес-клуба «Фаворит». Согласно им, совокупный объем столичного рынка на конец декабря прошлого года составлял около 40 миллионов долларов. Хотя в 2005—2008 годах рынок рос в пределах 30—40% за год, и потенциал рынка составлял до 2012 года 130—150 миллионов долларов за год. Но сейчас ставится под вопрос удержание хотя бы существующих позиций.
В Украине, по данным Госкомстата, живет 13% людей с избыточным весом. Это около шести миллионов человек. Однако люди не сильно спешат заниматься спортом в специальных центрах. И среди основных причин отказа — на это нет денежных средств.
Такая экономия среди населения, связанная с экономическим кризисом, понятно, негативно сказывается и на самих фитнес-центрах... Хотя, как отмечают участники рынка, от влияния плохого материального состояния своих клиентов пострадают не все. Разделяя клубы на три сегмента (эконом, бизнес и люкс класса), следует заметить, что меньше всего пагубному влиянию финансового кризиса могут подвергнуться клубы люкс. «Во-первых, для наших членов клуба спорт остается стилем и образом жизни, от которого не возможно отказаться. Во-вторых, VIP-клиенты — это профессионалы, которые в сложный период удержали свои позиции в бизнесе и продолжают его развивать. И именно сейчас им особенно важно посещать заведения люкс-класса с профессиональным сервисом», — объясняет свою позицию генеральный директор VIP-клуба «Фаворит» Елена Николайчук. Цена годового абонемента в таких клубах колеблется от 2,5 до 5 тысяч долларов!
Более всего в отрасли могут пострадать фитнес-клубы сегмента «бизнес». Основными клиентами таких клубов являются менеджеры среднего звена, частные предприниматели и представители среднего бизнеса, которые наиболее подвержены экономическим колебаниям в государстве... По мнению аналитической службы «Фаворита», отток клиентов в клубах этого сегмента прогнозируется не менее 25—30%. И именно в этом сегменте начнется война, в том числе и ценовая за каждого клиента. Самой главной потенциальной проблемой, которая может возникнуть при этом — это дилетантское продвижение услуг. Хотя до конца прошлого года объем рынка в этом сегменте оценивался в пределах 15—17 миллионов долларов.
Поэтому из-за уменьшения «спортивных аппетитов» клиентов наиболее перспективным сегментом ближайших нескольких лет является «эконом», считают эксперты. Причем, если фитнес-клубы эконом-класса предложат хороший спектр услуг с достойным сервисом, то вероятность перехода клиентов с сегмента «бизнес» в сегмент «эконом» достаточно высока. Однако на данный момент клубов этого класса крайне мало, а барьер «выхода» на рынок достаточно высокий. Это обусловлено дефицитом свободных помещений, высокими арендными ставками, высокими коммунальными тарифами, серьезными колебаниями курса, высокими стартовыми затратами, комментирует аналитическая служба VIP-Клуба «Фаворит». Потенциал этого сегмента в Киеве оценивают не менее, чем в 100 тысяч человек. При стоимости годового абонемента до 500—600 долларов, объем рынка — 50—60 миллионов за год.
Уменьшение количества клиентов подтверждают и в фитнес-центре бизнес-класса «Мастер Фит». В связи с кризисом в этом клубе потеряли порядка 10—15% посетителей. Но массового оттока клиентуры в фитнес-центры класса «эконом» здесь не прогнозируют. По словам директора этого спортивного заведения Юрия Ярошенко, дело в том, что в столице и не осталось по настоящему советских дешевых спортзалов, которые бы находились в подвалах и других «неприспособленных к тренировкам» помещениях. Поэтому их клиенты либо перестанут посещать фитнес-центры вообще, либо всеми силами будут находить деньги на то, чтобы все-таки купить абонемент в более-менее пристойный спортивный клуб. Не жалуются на недостаток клиентов и в фитнес-центре «Аквамарин». Людей стало даже больше, поскольку сезон сейчас такой, что люди спортом начинают заниматься, отмечает администрация клуба. Хотя уже начиная с этого месяца, предполагают, что посетителей станет меньше в связи с очередным поэтапным повышением цен. Но проблемы здесь надеются решить ежегодными весенними скидками и акциями.
С учетом того, что фитнес не является услугой первой необходимости, финансовый кризис достаточно серьезно ударил по отрасли в целом, да и по людям, предпочитающим здоровый образ жизни в частности... На данный момент достаточно трудно и рано прогнозировать потери, так как еще действуют годовые абонементы, приобретенные в первой половине прошлого года, отмечают игроки рынка. Но понятно, что повышения коммунальных платежей для предприятий, налоговое давление, инфляция и колебания курсов существенно снизили и так небольшую рентабельность фитнес-бизнеса. Более того — столичный рынок фитнес-индустрии замер. Пока ни один оператор не отважился поднять цены, — все ожидают, кто же это сделает первым. Так что это дело времени... Хоть игроки рынка и начали пересматривать политику ведения бизнеса, искать пути оптимизации расходов, разрабатывать новые программы привлечения клиентов, но поднимать цены на свои услуги им все-таки придется. Первый, минимальный прогнозируемый рост прайсовых цен ожидается в пределах 10—15%.