Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Не газом единым...

Альтернативные источники энергии могут заменить до 65% импортного «голубого топлива»
24 июля, 2009 - 20:18
В ДОНЕЦКОМ, НИКОЛАЕВСКОМ, КРЫМСКОМ И КАРПАТСЬКОМ РЕГИОНАХ ПОПУЛЯРНЫ ВЕТРОГЕНЕРАТОРЫ. А НЕДАВНО ИХ НАЧАЛ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОДИН ИЗ МОБИЛЬНЫХ ОПЕРАТОРОВ / ФОТО C САЙТА WWW.REAA.RU

«Нетрадиционная энергетика — украинская «панацея» от российского газа» — аксиома, известная каждому украинцу. Но почему ни одно из правительств до этого времени так и не начало масштабных реформ в данном направлении, не говоря уже о достижении победных результатов? Нынешний премьер-министр Украины Юлия Тимошенко не раз подчеркивала важность «альтернативки» для страны и приводила соответствующие примеры успешных проектов. Уменьшить зависимость экономики от природного газа и увеличить долю нетрадиционных и восстанавливаемых источников энергии в общем балансе энергоресурсов, потребляемых в стране, предусмотрено в Энергетической стратегии государства до 2030 года. «День» выяснял перспективы альтернативного вектора энергетической независимости.

К нетрадиционным источникам энергии относят: солнечное излучение, энергию ветра, биомассу, гидроэнергию малых рек, тепловую энергию окружающей среды, а также тепловые выбросы промышленности. Последний вариант, кстати, довольно перспективен для успешного использования на территории Украины.

А недавно к этому перечню «альтернативки» добавили еще одну разновидность — энергию из соломы. Украинцы могут получить двойной позитив от такого энергоресурса. Первое преимущество в том, что для производства такого же количества «соломенной энергии», которую получают при сжигании одной тысячи метров кубических природного газа, нужно потратить около 500 гривен. В то время как стоимость тысячи метров кубических природного газа обходится в 593,45 гривни, а импортного газа — в $179,5. Второе преимущество, что на одном поле будет два урожая: продуктовый и энергетический. Из одного гектара можно получить, по меньшей мере, 3 тонны соломы. «А это 1800—2100 гривен дополнительного заработка для агрария», — отмечает директор Национального института биоресурсов и природопользования Украины Валерий Дубровин. По расчетам отечественных ученых, общий потенциал использования «украинской» соломы позволит создать 13 тысяч малых теплогенерирующих мощностей. То есть благодаря соломе мы сможем даже обогревать квартиры.

Больше других альтернативных источников в Украине развивается ветровая энергетика. По некоторым оценкам, теоретический ветропотенциал украинских территорий составляет 330 миллионов МВт. Это более чем в шесть тысяч раз превышает общую мощность, генерируемую нашими энергосистемами сегодня. Поэтому в недалеком будущем для Украины очень реальной выглядит перспектива создания ветровых мощностей.

Но, как и в любом деле, требуется время для ее массового распространения и внедрения. Нет и недостатка опыта, который нужно перенимать. Так, в Германии для установления ветровых электростанций используют не только земли запаса (как поступают у нас в Украине), но и фермерские угодья. Таким образом, фермеру позволяют получать дополнительные доходы от арендованных участков, из которых он традиционно собирает урожай. Согласились бы украинские аграрии на дополнительные деньги от ветра, дующего над ними?

Природный газ Украина также может заменить солнечной энергией. Среднегодовое количество суммарной солнечной радиации, которое поступает на один квадратный метр поверхности в Украине, колеблется в пределах миллиона киловатт-часов на квадратный метр. Ученые утверждают, что такого потенциала солнечной энергии достаточно для широкого внедрения теплоэнергетического оборудования практически во всех областях. Однако, как отмечает глава правления Украинской ветроэнергетической ассоциации Андрей Конеченков, солнечная энергетика — спасение только для регионов, где нет подведенного природного газа и теплоснабжения. А это Одесская, Николаевская и Херсонская области.

Вместо этого европейцы, обустроив тепловые генераторы на крышах своих домов, уже давно греют воду и жилье солнечным теплом. Опыт внедрения таких технологий существует и в Украине. Особенно распространены такие минитеплостанции в Крыму. Но солнечные генераторы для них украинцы покупают у китайцев за 200—300 евро, хотя на родине они стоят 20—30 евро. Устройство это очень примитивное, сконструировано на основе термоса, и будет служить максимум год, рассказывает Конеченков. И хотя солнечные технологии китайского производства нельзя считать настоящим освоением опыта работы альтернативных приборов, однако это лучше, чем ничего.

Несмотря на огромное количество разновидностей «альтернативки», самой эффективной и наиболее перспективной сегодня признана биоэнергетика. В Украине только на больших свиноводческих и птичьих фермах создается около трех миллионов тонн органических отходов, переработка которых может дать около миллиона тонн топлива. Для животноводчевских ферм эти установки строятся с целью снизить затраты на сооружения для очистки отходов. Полученная же энергия рассматривается как побочный продукт, который в течение года обеспечивает теплом и горячей водой целую ферму. Так, для годового подогрева фермы требуется биоотходы от 30—50 коров или же от 10 тысяч голов птиц.

«Биоэнергетика очень важна для животноводства. А именно теперь, когда возникла реальная угроза недопущения продукции украинского свиноводства на европейский рынок. Мировая организация торговли требует установления новейших технологий утилизации отходов отрасли», — отмечает Дубровин. «Также биоэнергетика позволит утилизировать коммунальные отходы, жир и кровь скотобоен, мусор с мусоросвалок», — продолжает он.

«Если мы будем использовать биоэнергетические отходы, то сможем сэкономить до 25 миллиардов кубометров природного газа ежегодно», — считает Конеченков. При этом ежегодно в стране добывается 14 миллиардов кубических метров газа, — добавляет советник Президента Украины и главный советник главы НАК «Нафтогаз Украины» Иван Дияк. В целом же украинцы за 2008 год потребили 54 миллиарда кубометров природного газа. Простая арифметика показывает, что за счет альтернативной энергетики можно почти на 65% сократить потребление импортного голубого топлива.

Следовательно, истина проста — каждая идея требует разумного подхода к ее воплощению в жизнь. И внедрение «альтернативки» в Украине — отнюдь не исключение из этого правила. Хотя это не значит, что только альтернативная энергетика должна остаться в итоге. «Нельзя установить солнечную батарею на верхушке девятиэтажки советского образца. Пользы от нее там будет мало», — полагает исполнительный директор Ассоциации энергоэффективных городов Украины Анатолий Копец.

Надеяться на высокую результативность «альтернативки» не стоит и тем, кто не знает, что такое экономность. Болезненная, но правда: украинцы еще не умеют бережно использовать электроэнергию. О значительной энергоемкости немодернизованной отечественной промышленности эксперты говорят также давно. А в самом государстве до сих пор отсутствует четкая энергетическая политика. «Мы двигаемся сразу и во всех направлениях: либо бегаем и модернизируем котельные, либо внедряем восстановительную энергетику», — говорит Копец.

Экономии энергоресурсов лучше учиться у европейцев. «Европа потребляет природного газа 20—25% от всех энергоресурсов, в то время как Украина — 42—44%», — сообщил газете «День» Дияк. Украине стоило бы более пристально присматриваться к этой практике, потому что интеграция в Европейское пространство требует четкого порядка в государственной энергетической политике. Кроме того, стоит изучить основные принципы стабильного энергетического развития, которые активно обсуждаются сегодня в Европе. В целом они опираются на три догмы: бережливость, альтернатива, оптимизация. И если Украина стремится оптимизировать энергетическую политику, так сначала следует бежать не за альтернативной энергетикой, а провести сокращение нерационального использования энергоресурсов. Где можно применить менее энергоемкие технологии — там и нужно их устанавливать. И только тогда, когда эта работа будет проведена, можно серьезно заниматься вопросами «альтернативки». «Стимулирующие программы в отрасли альтернативной энергетики — это такие «детские игрушки», для того чтобы люди научились что-то делать», — подытоживает Копец.

Алла ДУБРОВИК, Летняя школа журналистики «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ