Когда завод «Коктебель» в начале 90-х годов вместо невзрачных названий для своих традиционно отличных коньяков дал новой продукции имя «Кутузов» (видимо, в пику «Наполеону»!), это восприняли как удачную находку. В России появилась водка «Ельцин». Была и водка «Жириновский». Так что тут, как и при демонстрации авангардных моделей на показах мод, о которых говорят «смотреть можно, но носить нельзя», — «пить можно, а на этикетку лучше не смотреть».
Но это еще полбеды по сравнению с настоящим скандалом, который возник, когда в магазинах ряда провинций Канады были изъяты два вида вина украинского производства, где на этикетках изображен Иосиф Сталин. Власти пошли на этот шаг, когда посетители магазинов выразили возмущение тем, что на винных этикетках помещена знаменитая фотография, запечатлевшая ялтинскую встречу советского руководителя Иосифа Сталина, британского премьера Уинстона Черчилля и президента США Франклина Рузвельта. «Ассоциация гражданских свобод Канада—Украина» приветствовала это решение канадских властей. В ее заявлении подчеркивается, что «никакой массовый убийца людей не должен украшать собой винные этикетки». Вызвавшее скандал вино происходит из погребов «Массандры» и посвящено исторической встрече трех лидеров антигитлеровской коалиции в феврале 1945 года.
Мода на политику, что и говорить, внесла свежую струю не только в наше застолье, но и в бизнес — чего греха таить, алкогольные напитки с «модными» или «хитрыми» названиями некоторые люди берут охотнее. А некоторые, как видим,— совсем не берут… И вот тут для бизнеса возникает проблема, суть которой в умении соблюсти такт, иметь чувство меры и увидеть ту грань, до которой общество может принять такой продукт, а может и отвергнуть, как в данном случае…
В прошлом году итальянцы выпустили серию вин, на этикетках которых красовались Гитлер, Муссолини, Бонапарт и Черчилль. Виноделы Крыма также обратились к истории. На этикетках серии «Лидеры» изображены портреты Ленина и Сталина. Ими украшено столовое вино «Каберне». Великий учитель Мао «поселился» на белом вине. Латиноамериканские лидеры Фидель Кастро и Эрнесто Че Гевара, конечно же, пошли на красные вина. В этой компании оказался и маршал Жуков. Были выпущены также вина с названиями «Брежнев», «Андропов», «Косыгин» и так далее.
Надежды производителей на популярность такого вина за океаном, как видим, не оправдались. Гражданка Канады Орыся Траз говорит, что не могла поверить своим глазам, когда увидела эти бутылки. «Как можно такое продавать! Этому нет оправдания — ведь сталинский режим уничтожил миллионы украинцев!». Конгресс украинцев Канады отреагировал на это заявление и немедленно заявил протест в комиссию Манитобы, наблюдающую за продажей спиртного в провинции. В обращении к ней директор украинско- канадской Ассоциации гражданских свобод Любомир Луцюк писал: «Для многих стало бы большим разочарованием думать, что этот убийца, украинофоб, антисемит и коммунист, посвятивший себя уничтожению либеральной демократии, хоть каким-то образом ассоциируется с удовольствием, которое люди получают от хорошего вина. Или напоминает о современной Украине, где Оранжевая революция безошибочно продемонстрировала желание большей части народа занять свое место в Европе, а не погрязнуть в постсоветском, неосталинистском стойле».
Надо сказать, что случаи отказа от потребления неугодного вина не редкость. Американцы поступили так в отношении Франции в июне 2003 года, когда французы не поддержали войну в Ираке. Этим воспользовались конкуренты и нарастили экспорт своих вин. Тогда торговая палата Франции забила тревогу. И французы нашли адекватный ответ: премьер Жан- Пьер Раффарен объявил «наступление улыбки», и на приеме в Париже передал американским гостям копию письма, датированного 1781 годом, в котором Бенжамин Франклин благодарил Францию за помощь в войне против Англии. К сожалению, Украина на демарш канадцев пока никак не отреагировала. Видимо, мы богаче Франции, и нереализация партии вина на нашем бюджете не отразится!?
Но, видимо, инцидент в Канаде должен послужить для нас уроком. Ведь в Крыму есть отличный опыт на самом деле мудрых и поэтичных, а не политизированных названий для ликеро-водочной продукции, которые, несомненно, вызывают не меньший интерес у потребителя, чем претенциозные «политические» «привязки» к традиционным винам. Так, в 2004 году винодельческий завод «Изумрудный» (г. Джанкой) начал выпускать два новых вида столовых вин — «Джанкойское Юбилейное» и «Золотой Персей», а также два новых вида десертных вин — «Ярославна» и «Дамский каприз». И никакой политики.
Есть и успешный опыт международного сотрудничества. Особенно удачно стал реализовываться совместный проект крымчан и французов «Кагор — Каор» после поездки осенью 2003 года делегации Крыма в провинцию Лот (Франция). Тогда французы впервые стали закупать украинский кагор производства «Массандры». И после поездки крымчан во Францию там появился… коньяк «Нахимов». Причем французы не протестуют, хотя Павел Степанович командовал обороной Севастополя, осаждавшегося ими в Крымскую войну.