Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Не с пустыми руками»,

или Какие «конкретные результаты» Украина сможет предъявить 15 мая в Брюсселе?
8 мая, 2012 - 11:52
И ДЛЯ МИНИСТРА ФИНАНСОВ ЮРИЯ КОЛОБОВА, И ДЛЯ ГЛАВЫ МЭРТ ПЕТРА ПОРОШЕНКО 15 МАЯ В БРЮССЕЛЕ — ОТВЕТСТВЕННЫЙ РУБЕЖ. ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ ПОДПИСАНИЯ СОГЛАШЕНИЯ О ЗОНЕ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ С ЕС, УКРАИНЕ, В ЧАСТНОСТИ, ПРЕДСТОИТ УСКОРИТЬ АДАПТАЦИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К НОРМАМ ЕС. ОБ ЭТОМ В НАЧАЛЕ МАЯ ПОРОШЕНКО ГОВОРИЛ ПО ТЕЛЕФОНУ С КАРЛОМ ДЕ ГУХТОМ — ЕВРОКОМИССАРОМ ПО ВОПРОСАМ ТОРГОВЛИ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

15 мая должен состояться визит украинской делегации в Брюссель. Его цель — возобновить так называемое секторальное сотрудничество с Европейским Союзом. В результате Украина может получить макрофинансовую помощь в размере 610 миллионов евро. Как сообщил в конце апреля министр экономического развития и торговли Украины Петр Порошенко, к этому визиту наша страна должна прийти «не с пустыми руками, а с конкретными результатами». Министр не уточнил, о чем именно идет речь, и, хотелось бы думать, что дело тут не только в ситуации с Тимошенко, которая сильно волнует европейцев, но и в обещанных украинской властью экономических реформах и их результатах...

Так, премьер-министр Николай Азаров озабочен случаями саботажа чиновниками на местах решений правительства по дерегуляции. «Очень беспокоит и не устраивает, что много проблем на центральном и местном уровнях сформировалось в результате или бездеятельности должностных лиц, или из-за того, что их действия были некомпетентными, или из-за саботажа правительственных решений, — говорит он и ссылается, в частности, на нежелание местных чиновников отказаться от ручного регулирования в строительстве.

Но разве только эта реформа буксует? Специалисты Центра социально-экономических исследований CASE Украина провели анализ реформаторских планов власти и сделали вывод, что от них просто отказываются. Как отмечают исследователи, «амбициозный план преобразований на многих направлениях продемонстрировал значительный прогресс, однако, в целом процесс реформ пока еще никто, даже среди представителей власти, не отважился назвать успешным». Эксперт CASE Украина Владимир Дубровский подчеркивает, что в Национальном плане реформ на 2012 год «были свернуты, нивелированы или отложены на будущее наиболее важные системные реформы». «Это такие вопросы, как, например, проверки бизнеса, реформа ЖКХ и создание рынка сельскохозяйственных земель», — говорит он.

В CASE Украина отмечают, что Украина не осуществляет реформ, ведущих к обществу «с открытым доступом», а строит общественный порядок «с ограниченным доступом». Исполнительный директор Центра Дмитрий Боярчук указывает, что в этих условиях не удается найти даже примитивный баланс интересов. По его мнению, «без такого баланса попытки сделать более-менее решительные шаги могут легко привести к хаосу». По мнению Боярчука, власть отложила переход к накопительной пенсионной реформе, исключила из своих планов переход ко второму и третьему ее уровням.

Так с чем же мы в таком случае придем к 15 мая в Брюссель?

Национальный банк Украины считает, что «охлаждение внешней деловой активности оказалось достаточно ощутимым для основных отраслей промышленности». Темпы роста индекса производства базовых отраслей за январь — март уменьшились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года до 2,1%. Одновременно МВФ ухудшил прогноз дефицита текущего счета платежного баланса Украины в 2012 году до 5,9% ВВП с 5,3% ВВП. В СМИ время от времени возникает тема дефолта Украины, и премьер-министру приходится успокаивать население и инвесторов: «Мы дефолта не допускали и не допустим».

Чтобы сбить волну негатива, в последний рабочий день апреля Национальный банк решил порадовать страну. По его данным, профицит сводного платежного баланса Украины в марте 2012 года составил 5 миллионов, тогда как в предыдущем месяце было миллионов дефицита, а в марте 2011 года отрицательное сальдо достигало 1 миллионов. «Улучшение состояния платежного баланса, — как отмечают в НБУ, — прежде всего связано с сокращением дефицита текущего счета до 3 миллионов в марте (против ,3 млрд в феврале)».

В минувшую пятницу нацбанковские фанфары звучали снова. К сожалению, уже не так победно. Руководитель группы советников главы НБУ Валерий Литвицкий заверил журналистов, что золотовалютные резервы страны сократились по сравнению с началом года лишь примерно на 0 миллионов, и дальнейший прогноз для них очень благоприятный. Поэтому курс гривны на протяжении года будет стабильным. Он также очень доволен ценовой ситуацией, поскольку инфляция по итогам первого квартала, составив с начала года 0,7% (к декабрю 2011 г.), оказалась меньшей, чем предыдущий исторический минимум для этого периода (1,3% в 2007 г.). Литвицкий считает возможным, что по результатам года инфляция может быть меньшей, чем намечалось бюджетом, и меньшей, чем была в 2011 году. И все же риски для ускорения инфляции остаются. Это — агрессивная акцизная политика (за три месяца алкогольно-табачные цены выросли на 2%), давление роста мировых цен на нефтепродукты (в Украине они повышались в три раза быстрее — на 2,5% — остальных цен) и очень низкие темпы роста аграрного производства (0,5% против 5% на то же время в 2011 г.).

Но больше всего тревожит экономическая активность, а иными словами — темп роста валового внутреннего продукта. По оценке Литвицкого, за первые три месяца этого года ВВП вырос в промежутке между 1—2%. И сам эксперт также занимает промежуточную позицию — призывает не драматизировать, но и не игнорировать этот, мягко говоря, невысокий показатель («более низкого старта в Украине еще не было»), поскольку ситуация во многих странах Европы отнюдь не лучше. Отвечая на вопрос о том, как будет выполняться поручение Президента повысить влияние процентной политики НБУ на ставки коммерческих банков и, следовательно, на экономическую активность, Литвицкий сказал «Дню», что предлагал руководству в очередной раз снизить учетную ставку. Ответ, по его словам, был таков: «Мы вас выслушали и будем думать». То есть вопрос изучается, заверил эксперт. В то же время он отметил, что не все тут зависит только от Нацбанка. «Наша учетная ставка только тогда перестанет быть лишь сигналом, когда будет максимально сближена с рабочими ставками рефинансирования (коммерческих банков. — Авт.), — говорит эксперт. — Но нужно, чтобы лучше работали и другие каналы, например, фондовый рынок, а правительство большую часть дефицита бюджета финансировало не внешними, а внутренними займами».

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ