В 2000 — 2001 годах правительство Виктора Ющенко радикально и очень своевременно изменило регуляторное пространство судостроительной отрасли, потому что она тогда находилась в самой низкой точке падения. Именно в то время приняты Законы Украины «О мерах по государственной поддержке судостроительной промышленности в Украине» и «О специальной экономической зоне «Николаев», которые учитывали особенности судостроительного бизнеса и таким образом содействовали его ведению. За годы их действия отрасль достигла высоких результатов. Объем работ вырос в 2,5 раза, средняя заработная плата — в три раза, в бюджеты и Пенсионный фонд за 2000— 2004 гг. перечислено 1,3 млн. грн., что больше чем на миллиард гривен превышает объем так называемых «льгот», предусмотренных назваными законами.
Но в марте прошлого года правительство Юлии Тимошенко (изменениями к госбюджету-2005) отменяет благоприятное для судостроительного бизнеса регулирование. И уже через несколько месяцев корабелы почувствовали последствия таких действий. В мае Ассоциация судостроительных предприятий Украины «Укрсудпром» в обращении к Президенту Виктору Ющенко, председателю Верховной Рады Владимиру Литвину и премьер-министру Юлии Тимошенко, в частности, указывала: «Мы еще раз просим вас остановить разрушение судостроения путем восстановления действия Законов Украины «О мерах по государственной поддержке судостроительной промышленности в Украине» и «О специальной экономической зоне «Николаев». Исполнительная власть не отреагировала... Через три месяца эту же тему поднимают участники конференции по Морской индустрии и подписывают соответствующее обращение. И опять исполнительная власть не реагирует. А вот Президент 14 июня принял по этому случаю обязательное для исполнителей решение. Премьер-министру в нем поручалось при участии авторов рассмотреть приведенные аргументы и предложения, проанализировать ситуацию, определиться и проинформировать Президента в 30-дневный срок. Это поручение до сих пор не выполнено, социальный диалог правительства с корабелами не начат.
Поэтому судостроение и далее коварно берут на абордаж. 27 июля прошлого года правительство принимает постановление, которым вводится прямое вмешательство в хозяйственную деятельность корабелов. Протестов корабелов и в этом случае не слышат. Правительство ликвидирует «Координационный совет по вопросам развития морской индустрии Украины», что воспринимается судостроителями как еще один шаг к уничтожению Украины как морского государства. В октябре и декабре очень обеспокоенные действиями исполнительной власти корабелы Украины через Ассоциацию «Укрсудпром» и учредительный съезд «Объединения организаций работодателей морской индустрии Украины» обращаются к Президенту. К сожалению, ответ не получен, и корабелы считают, что своей бездеятельностью, игрой в молчанку, правительственные чиновники крадут доверие людей к Президенту, возвратить которое будет тяжело.
Судостроительная промышленность Украины сегодня — это 11 судостроительных заводов, 13 машиностроительных и приборостроительных предприятий, 24 НИИ и КБ. Кроме того, Украина имеет несколько десятков ведомственных судоремонтных предприятий. Это сложный и многопрофильный комплекс, который имеет значительные производственные мощности, научно-технический потенциал и квалифицированные кадры. Здесь работают почти 70 тысяч человек, причем это число в несколько раз меньше, чем в начале 90-годов прошлого века.
Украина имеет статус морского государства. Но для того, чтобы удержать его требуется постоянно обеспечивать эффективную работу портов, надлежащее качество торгового флота со средним возрастом судов не больше 15 лет, продолжать строить конкурентоспособные суда. А чтобы быть конкурентоспособным на мировом рынке, нашему государству необходимо провести масштабное техническое перевооружение судостроения, которое требует значительных инвестиционных ресурсов и создания приемлемых финансово-кредитных условий. В частности, в ближайшее время украинские судостроители должны довести свою продукцию к нормам европейской программы «LeaderSHIP 2015», направленной на обеспечение долговременной конкурентоспособности европейского судостроения.
Эта задача является для них довольно сложной. Ведь ныне Украина на недопустимо низком уровне использует потенциал своего морского хозяйственного комплекса. Национальное судостроение не знает своих перспектив. Третья в Европе по мощности (после Германии и Польши) судостроительная индустрия Украины практически не подключена к национальной экономике и выживает за счет изготовления полуфабрикатов для зарубежных предприятий. Несовершенное налоговое законодательство не стимулирует украинских перевозчиков размещать заказ на строительство судов на украинских верфях. В то же время отечественное судостроение из-за отсутствия работы на собственное государство резко сократило свой потенциал также и в секторе экспорта военных кораблей и кораблей спецназначения.
В то же время только 7% грузов, которые перевозятся морским транспортом в Украине, приходится на отечественные судоходные компании, а флот Госдепартамента рыбного хозяйства Минагрополитики Украины обеспечивает только 25% потребности государства в морепродуктах. Ощутимо стареет отечественный морской флот: средний возраст судов более 23 лет, а их техническая изношенность достигла критического предела. Значительное количество судов уже не в полной мере отвечает требованиям международных конвенций, что снижает, а то и исключает возможность их работы на зарубежные порты. Частыми явлениями стали аресты украинских судов в зарубежных портах по этой причине. Судостроение и судоремонт в Украине придут в упадок окончательно, если не будет продлено действие положений вышеуказанного закона. Кроме того, судостроители предлагают внести в Налоговый кодекс Украины дополнения по поощрению размещения строительства судов на отечественных верфях, например, в форме поэтапного ввода для национальных судовладельцев уплаты налога на прибыль для владельцев новых судов, построенных на украинских верфях. Реанимации отрасли будет содействовать также пакет новых законов о государственной поддержке лизинга в сфере судостроения. И самое главное: Украине необходима «Морская доктрина» — фундаментальный государственный документ, по которому можно было бы разрабатывать стратегические программы развития торгового флота и ВМС Украины, а поэтому — программы национального судостроения.