Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Не тесно ли контролерам?

За госзакупками теперь будeт следить не одно, а четыре ведомства
15 марта, 2006 - 19:05
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Вчера Тендерная палата Украины пропагандировала закон, которым внесены изменения в систему закупок товаров, работ и услуг за государственные средства. По мнению экспертов палаты, он направлен на ограничение чиновничьего влияния и имеет целью предотвратить коррупцию и злоупотребления. В частности, речь шла о превышении служебных полномочий работниками Минэкономики относительно выполнения функции рассмотрения жалоб, осуществление контроля за изданием «Вестника государственных закупок» и т.п. По этому поводу органами прокуратуры против работников министерства, как сообщается в информации палаты, уже заведено несколько уголовных дел... Вице-президент Тендерной палаты Денис Красников, в частности, надеется, что описываемые новшества приведут к разрушению коррупционных схем, а также случаев проведения фиктивных торгов. По его мнению, можно ожидать также усиление конкуренции, прироста экономии государственных средств, формирования четкой и прозрачной системы закупок.

Итак, Минэкономики больше не сможет контролировать государственные закупки. Его полномочия переданы Антимонопольному комитету, Счетной палате, КРУ и Госказначейству. Кроме этого, отныне все госзакупки будут проводиться на тендерах, которые обязательно должны проводить все предприятия, где государственная доля превышает 50%.

Причиной таких изменений стали постоянные скандалы, связанные с государственными закупками. Согласно отчету Счетной палаты, в прошлом году чиновниками были израсходованы с нарушениями почти четыре миллиарда гривен. В попустительстве этому нарушению обвиняли именно Минэкономики, которое, по данным Счетной палаты, не изучало реальных потребностей предприятий и не отслеживало результаты использования госсредств. Впрочем, обвинения распространялись не только на министерство, но и на вышеупомянутую Тендерную палату — общественную организацию, призванную контролировать госзакупки.

Между тем, как отмечали эксперты из Счетной палаты, чиновники зачастую обходились вообще без разрешений обоих ведомств из-за отсутствия четкого механизма проведения тендеров. «Обойти» закон удалось на 3,7 миллиардa гривен. Среди нарушителей Счетная палата выделила Госкомитет по делам национальностей (1,7 млн. грн.), Госказначейство (0,5 млн. грн.), Нацбанк (2 млн. грн.) и даже ГНАУ (0,4 млн. грн.).

Но такая система устраивает далеко не всех. Минэкономики заявило, что поправки могут привести к срыву производственного процесса, снижению прибыльности предприятий и, как следствие, к росту инфляции. По словам директора департамента координации государственных закупок Светланы Нежновой, реализация закона может дестабилизировать работу некоторых отраслей, поскольку документ распространяется на все предприятия, находящееся в государственной собственности, без учета их особенностей.

Среди негативных последствий также отмечалось сужение информационного пространства государственных закупок, поскольку закон предусматривает размещение объявлений о тендерах на коммерческих принципах в специальных системах интернета. А поскольку участники процедур закупок в соответствии с новым законом должны будут обязательно предоставлять тендерное обеспечение и обеспечение договора о закупке, то ожидается сокращение конкуренции, а в некоторых случаях — невозможность проведения конкурентной процедуры закупки. Нежнова пояснила, что при закупке недорогих товаров или услуг участники часто отказываются принимать участие в торгах, поскольку оформление тендерного обеспечения отвлекает их финансовые ресурсы от хозяйственного оборота. Кроме того, это приведет к перерасходу государственных средств, поскольку участники торгов расходы на предоставление тендерного обеспечения включают в цену тендерного предложения.

Минэкономики выступает против того, чтобы контроль за госзакупками вело, дублируя друг друга, такое количество госструктур. И заявляет, что дело тут не в ведомственной ревности. Как сказала Нежнова, Минэкономики «безразлично, кто будет заниматься темой госзакупок, главное — как этим будут заниматься». В силы новых контролеров она, по-видимому, не верит. И действительно, без трудностей тут, по-видимому, не обойдется. Закон практически не предусматривает адаптационного периода к новым правилам — за месяц ведомствам нужно будет переделать около 30 нормативных актов. Департамент Минэкономики уже не успеет сделать это, а орган, который должен заняться этой работой, законом не определен.

Критикует нововведения и один из главных доноров Украины — Всемирный банк. По его мнению, новые правила могут ослабить систему госзакупок. По мнению экспертов ВБ, украинское законодательство в этой сфере не согласовано с международной практикой и нормами, принятыми в странах ЕС.

В 2005 году правительство Украины израсходовало 4,1 млрд. долларов (5% ВВП) на закупки товаров, работ и услуг. Естественно ВБ, как и другие международные организации и доноры, считает, что создание и поддержка эффективной и результативной системы государственных закупок — важный фактор экономии госрасходов. А новый закон, по мнению специалистов ВБ, делает эту задачу невозможной. «Упомянутый закон, похоже, создает существенный конфликт, возлагая на Верховную Раду полномочия, которые по обыкновению принадлежат исполнительной ветви власти, а привлечение Антимонопольного комитета к надзору, мониторингу и координированию государственных закупок намного превышает обычную роль и компетенцию такого учреждения, ведь по обыкновению оно отвечает за надзор за конкурентной политикой в секторе предпринимательства», — отмечают эксперты банка. По их мнению, роль Счетной палаты в закупках не отвечает международной практике, согласно которой главное аудиторское учреждение должно только следить за бюджетом, а не принимать участия в его выполнении. Выступают они и против чрезмерных полномочий Тендерной палаты и обязательного опубликования информации в негосударственном издании.

И если аналогичные высказывания Минэкономики могут быть пропущены нашими парламентариями мимо ушей, то угроза невступления в ВТО, которую озвучивает банк, более реальна: «Применение нового закона ко всем коммерческим предприятиям, которые более чем на 50 процентов принадлежат государству, не согласовывается с задачей обеспечения их деятельности в соответствии с обычной коммерческой практикой. Внедрение скрытых и явных дополнительных внутренних преференций может отрицательно повлиять на обсуждение вопроса относительно вступления Украины в ВТО».

А вот в Антимонопольном комитете считают, что сфера государственных закупок отныне станет существенным ресурсом для роста экономики Украины. Для обеспечения прозрачности госзакупок при Счетной палате создается специальная контрольная комиссия.

Безусловно, трудно назвать прежнюю систему госзакупок эффективной. Но и изменения к ней несут определенные риски. Впрочем, закон принят, и дороги назад нет. Разве что удастся, как предлагает Нежнова, принять поправки к поправкам. Главное, чтобы этот процесс не стал бесконечным.

Наталия ГУЗЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ