Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Недостижимые стандарты

Минэнергоугля тормозит Евро-4 и Евро-5 из-за отставания Шебелинского ГПЗ
17 января, 2012 - 20:16
ПО ДАННЫМ КОНСАЛТИНГОВОЙ ГРУППЫ А-95, С 9 ПО 16 ЯНВАРЯ СРЕДНИЕ ПО УКРАИНЕ КРУПНООПТОВЫЕ ЦЕНЫ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ ВЫРОСЛИ НА 1,5 — 2,7% (В СРЕДНЕМ НА 2%). БЕНЗИН А-80 — НА 2%, ИЛИ НА 190 грн/т, ДО 9690 грн/т. БЕНЗИН А-92 — НА 2,7%, ИЛИ 290 грн/т, ДО 11 090 грн/т. БЕНЗИН А-95 — НА 1,5%, ИЛИ 170 грн/т, ДО 11 780 грн/т. ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО ПОДОРОЖАЛО НА 1,6%, ИЛИ 160 грн/т, ДО 10 120 грн/т / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Стремясь в Европу и стараясь, во всяком случае декларативно, догнать ее по уровню и условиям жизни граждан, наша страна регулярно ставит себе подножки. Так, Украина в очередной раз отложила на полгода полный переход на стандарты качества нефтепродуктов, соответствующие требованиям Евро-4 и Евро-5. Как сообщил Интерфаксу источник в правительстве, соответствующее решение закреплено приказом Министерства экономического развития и торговли от 5 января. На стандарты ДСТУ 4839:2007 и ДСТУ 4840:2007, соответствующие требованиям Евро-4 и Евро-51, украинские нефтеперерабатывающие заводы должны были полностью перейти с января 2012 года. В последний раз действие старых стандартов, соответствующих требованиям Евро-2 и Евро-3, было продлено в начале июля 2011 года.

Между тем крупнейшие украинские НПЗ успели потратить на улучшение качества своей продукции немалые средства и теперь из-за этого вынуждены нести потери. Напомним, что о готовности освоить выпуск нефтепродуктов, соответствующих требованиям Евро-4 и Евро-5, с начала 2011 года сообщали Одесский, Кременчугский и Лисичанский нефтеперерабатывающий заводы. Они стремились не отстать в конкуренции, а вышло, как в том старом анекдоте: тетя не пришла, и племянник сидит, как дурак, с вымытой шеей. На языке бизнеса, как считают в Американской торговой палате, ситуация выглядит так: отсрочка перехода на стандарты топлива Евро-4 и Евро-5 замедлит развитие украинской нефтеперерабатывающей отрасли и негативно скажется на доверии инвесторов к государству.

«Что даст стране продление действия устаревших стандартов? — переспрашивает президент ассоциации «Объединение операторов нефтепродуктов Украины Леонид Косянчук и тут же отвечает: — Это ожидаемая, но зловредная, неоправданная и непонятная льгота государства нефтепереработчикам, которые, с одной стороны, еще не удосужились или не хотят модернизировать собственное производство. А с другой стороны, для добросовестных нефтепереработчиков совершенно теряется смысл проведенной ими модернизации предприятий. Стоит ли надевать модельную обувь и ходить в ней по свинарнику, если все остальные работают там в сапогах или в галошах?» «А для потребителя это означает одно, — продолжает эксперт, — что ему постараются впарить за европейскую цену «африканское» топливо». Причем на совершенно законных основаниях. И все это всего лишь из-за того, что государственное предприятие, принадлежащее ДП «Укргазвидобування» «Нафтогаза Украины», — газоперерабатывающий завод (ГПЗ) в Шебелинке — до сих пор не модернизирован». «Так не надо разводить «Ливелы», — напоминает Косянчук их негласным покровителям, — чтобы были деньги на модернизацию. Удивительно, конечно, на буровые платформы деньги есть, а на модернизацию единственного еще де-юре государственного завода их нет (де-факто там сидит сегодня совсем не государственный менеджмент и работает понятно на кого)». «Таким образом, — делает вывод эксперт, — Минэнергоугля не создает в Украине условий для модернизации существующих производств и выпуска высококачественного топлива».

Аналогичный комментарий дал «Дню» и директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. По его словам, переход на новые стандарты позволил бы Украине защитить и потребителей, и производителей Украины от некачественного дизельного топлива, поступающего по трубопроводу из России. Но Минэнергоугля это невыгодно, поскольку из-за новых стандартов потребовалось бы практически закрыть Шебелинский ГПЗ. «Я понимаю, это большие потери, — говорит Куюн. — В таком случае министерство могло бы пойти на то, чтобы разработать для этого предприятия особые технические условия, руководствуясь которыми, оно могло бы какое-то время продолжать работать по-старому». «Или, — продолжает тему эксперт, — можно было связать плохого поставщика горючего и плохого потребителя (в Минэнгергоугля все время «плачут», что Минобороны не подходит дизельное топливо последних европейских стандартов), но этого не делается, потому что гораздо легче держать в «плохих» всех украинских производителей, позволяя импорту успешно конкурировать с отечественной продукцией».

Вице-президент по продажам, трейдингу и логистике ООО «ТНК-BP Коммерс» Елена Алексеева в комментарии «Дню» сказала, что «дальнейшее затягивание перехода на новые стандарты, отсутствие стимулов для модернизации заводов, а также контроля качества топлива со стороны государства отрицательно влияет на ситуацию в украинской нефтяной отрясли». По ее мнению, украинские НПЗ страдают от неравных конкурентных условий и резкого увеличени импорта нефтепродуктов в страну, поскольку «в Украине нет никаких стимулов для перехода на новые стандарты качества топлива». «Мы вложили значительные средства в модернизацию Лисичанского НПЗ, в том числе в его полный переход на производство нефтепродуктов класса Евро-4, и готовы продолжить инвестиции для полного перехода на уровень Евро-5, — говорит вице-президент. — Однако нам нужно понимать, что мы получим от этих инвестиций». Алексеева напомнила, что в России производство топлива этих стандартов стимулируется с помощью дифференцированных акцизов и что в парламенте Украины уже почти пять лет находится законопроект о стимулировании модернизации украинских НПЗ. «Но налоговые льготы для ввоза соответствующего оборудования, — отмечает она, — до сих пор не введены».

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ