В конце минувшей недели стало окончательно ясно, что прогнозы резкого повышения цен на нефтепродукты в краткосрочной перспективе столь же несостоятельны, сколь и попытки похоронить гривну. Стабилизация национальной валюты и достаточные запасы нефтепродуктов, как считают эксперты, обеспечат стабильность рынка минимум до ноября. «Ситуация на рынке нефтепродуктов Украины в ближайшие месяц-полтора будет стабильной, колебания цен — незначительными, а тренд рынка — нисходящим», — таков прогноз компании «Укрпетролконсалтинг». Предпосылками для этого будут стабилизация цен на мировом нефтяном рынке и начало сезонного спада потребления нефтепродуктов.
«Сегодня опасения нефтетрейдеров, поспешивших заложить валютные риски в цену топлива, развеиваются. Поэтому курсовые риски будут исключаться...» — уверен генеральный директор UPECO Николай Чернецкий. В компании отмечают, что после всплеска спроса в августе и начале сентября рынок пришел в состояние покоя, цены бензина и дизельного топлива вернулись к значениям начала сентября и стабилизировались. На начало второй декады сентября в Украине накоплено примерно 270 тысяч тонн бензинов (в том числе 150 тысяч тонн самой ходовой марки Аи-95) и примерно 320 тысяч тонн дизельного топлива. Этого, как считают эксперты, достаточно для удовлетворения текущего спроса. Дополнительным фактором, который будет оказывать давление на цены и защитит потребителя от спекулятивной составляющей, является формирование запаса нефтепродуктов «Нафтогазом Украины», который закупил 50 тысяч тонн бензина А-95 в Румынии.
Период ценовой стабильности — это своеобразная жатва для нефтетрейдеров. Наибольший урожай в это время соберет тот, кто позаботится о качестве поставляемой на рынок продукции и лучшем обслуживании клиентов. По словам генерального директора предприятия с иностранными инвестициями «Лукойл-Украина» — Андрея Гаврильца, в планах компании до 2017 года инвестировать около 100 миллионов долл в модернизацию сети автозаправочных станций, приобретение новых АЗС, реконструкцию нефтебаз и совершенствование контроля качества. Он сообщил журналистам, что до конца 2013 года «Лукойл» намерен построить пять новых АЗС, уже в этом году реконструировать 10% действующих (всего их 281), а в 2013 году — еще около сорока, создав в Украине «клиентоориентированную сеть».
Стратегия компании, по словам Гаврильца, состоит, в частности, в том, чтобы «к 2017 году привести все АЗС в соответствие с едиными корпоративными требованиями». Сообщив журналистам, что сегодня доля компании на рынке Украины по количеству АЗС составляет около 4%, а по объемам реализации горючего — около 8%, он поделился планами довести в ближайшее время (пять-семь лет) объем продаж до 10% украинского рынка. Директор «Лукойла» по розничной торговле Дмитрий Флоринский уточнил, что в этом году компания намерена реализовать в Украине 0,5 миллиона тонн нефтепродуктов.
Директор по поставкам и оптовым продажам Федор Михайлов дополнил портрет компании. У нее восемь нефтебаз и одна газонаполнительная станция. В этом году стала в строй полностью реконструированная нефтебаза в Кременце, в следующем году на реконструкцию будет поставлено такое же предприятие в пгт Бородянка. По словам Михайлова, розничная сеть «Лукойла» включает 281 автозаправочную станцию в 24 регионах Украины и 67 газовых модулей для заправки автотранспорта. Особенно гордятся в компании 95-м бензином и дизтопливом марки «ЭКТО», отвечающим требованиям Евро-4. Эти продукты обладают повышенными экологическими, эксплуатационными и очищающими свойствами. В компании очень ценят систему автоматизированного управления «Петроникс», которая контролируют все движение нефтепродуктов от завода-производителя до конечного пункта реализации. Если она фиксирует вмешательство в процесс или несанкционированный доступ к топливу (смешивание, слив и т.п.), причем на всех этапах — от доставки сырья до заправки в бак клиента, — то работа мгновенно блокируется.
В «Лукойле» довольны топливом, поставляемым на ее украинские АЗС с нефтеперерабатывающих заводов в Беларуси, Румынии, Болгарии и России. А почему не с собственного завода в Одессе? Отвечая на этот вопрос «Дня», Гаврилец отметил, что Одесский НПЗ не входит в зону его ответственности, но сообщил, что по вопросу реанимации и запуска предприятия ведутся переговоры с властями. О перспективах завода он не смог чего-либо сказать. Тогда «День» поинтересовался факторами, влияющими на ценовую политику компании. Гаврилец указал, что сейчас стоимость топлива на АЗС «Лукойла» рыночное. Оно складывается, в первую очередь, из цены закупки. «У нас нет трансферного ценообразования. Мы находимся в рынке, как и все его участники, — пояснил гендиректор. — Если на рынке закупочная цена растет, то мы не можем ее сдерживать. Есть еще и собственные постоянные факторы — логистика, доставка, перевозка, их мы стараемся оптимизировать, чтобы сдерживать цену для покупателей. Что касается будущего, то все зависит от мировых рынков. Упадет цена на биржах, она снизится и здесь. А будет расти, то мы ей не сможем помешать».
А какова рентабельность в компании, спросил «День». «Было бы нормально, чтобы средняя маржа для предприятия составляла 100—150 долл. Она бывает ниже. А бывает и чуть-чуть выше. В настоящий момент она ниже. Объясню: по сравнению с первой декадой июля в первой неделе сентября цены на закупку 95-го бензина поднялись на 11%. А мы на своих станциях повысили их только на 3%, уменьшив, таким образом, свою маржу. Сейчас не стоит вопрос о прибыльности нашего предприятия. Мы генерируем положительный операционный доход, но прибыли у нас нет. Надеемся выйти на прибыльную работу с 2016 года».