Во вторник, согласно информации, содержащейся в мониторинговой системе RealTime НАФТА, рост розничных цен на бензин в Украине, как и обещало правительство, по сравнению с пятницей несколько замедлился. Вместе с тем цена бензина А-92 выросла на копейку за литр (с 269,36 до 270,36 коп./л); А-95 — на 1,31 копейки за литр (с 318,68 до 319,99 коп./л). В среду перелом также не наступил. Судя по материалам сайта ukroil.com.ua, изменение цен в крупнооптовой продаже бензина А-95 составило +6,4%. Сообщения сайта звучат как сводки с фронтов. Минимальная цена: 2550 — грн/т. Кременчугский НПЗ: 3700 грн/т; «помощник»: 3690 грн/т (+350); «давальцы»: 3690—3700 грн/т (+340), отгрузки под вопросом; «посредники»: 3700—3800 грн/т (+350), отгрузки под вопросом. Лисичанский НПЗ: — 2990 грн/т, прогноз +600. Шебелинский ГПЗ: — 2550 грн/т, прогноз +300; «давальцы»: не контрактуют; «посредники»: не контрактуют. Херсонский НПЗ: не контрактует. Одесский НПЗ: не контрактует. Дрогобычский НПЗ: не контрактует; «помощник»: не контрактует. Надворнянский НПЗ: не контрактует. DAF белорусско-украинская граница: цены нет. Литва (Мажейкяйский НПЗ): 3700 грн/т (ст. Сарны); «посредники»: 3750—3780 грн/т (+30). Беларусь (Мозырьский НПЗ): 3650—3700 грн/т (+50) (ст. Коростень).
Мелкий опт. Изменение цены: +1,6%. Минимальная цена: 250 коп./л. Цена по Киеву: 285 коп./л (+2). Восток: 298 коп./л (+2); Запад: 316 коп./л (+1); Север: 295 коп./л (+5); Центр: 291 коп./л (+1); Юг: 296 коп./л (+14).
С 1 июня, в соответствии с выданным ранее обещанием, существенное снижение цен на нефтепродукты провело на своих автозаправочных станциях лишь ОАО «Укрнафта». На его АЗС цены снижены до 2 грн за 1 литр на дизельное топливо и бензин А-80. В этой связи накануне глава этой компании Игорь Палица советовал автолюбителям и автоперевозчикам «не тратить лишние деньги, не запасаться, не спешить, ибо цены на нефтепродукты будут падать». Впрочем, прогноз неназванного представителя «Укрнафты» о том, что действия государственных компаний на рынке нефтепродуктов повлекут снижение цен и другими его участниками, пока не подтвердился. Цены снижаются в основном на низкооктановые сорта топлива.
Кстати, в последний день мая между правительством и «Укрнафтой» возникла небольшая дискуссия. И.Палица при этом посоветовал создавать госрезерв нефти и нефтепродуктов на рыночных принципах и без спешки. «Принимать решение быстро по этому вопросу нельзя, чтобы не наделать глупостей, — заявил Палица в субботу. — Я думаю, спешить с этим не надо. Надо внимательно проанализировать рынок нефти, посмотреть на тенденцию к падению, к стабилизации цены на нефть, и, когда эта цена будет соответственно адекватной тому, чтобы ее закупить, — в этот момент найти деньги в бюджете, закупить нефть и положить на хранение». Палица особо отметил, что создание такого госрезерва должно осуществляться «безусловно, за бюджетные деньги», а не за счет украинских нефтяных компаний. При этом он заявил: «Некоторым чиновникам или представителям российских нефтяных компаний и нефтеперерабатывающих заводов иногда хочется, чтобы забрали у «Укрнафты» нефть и залили ее в резервуары». «Безусловно, — продолжал украинский нефтяник, — для чего им сильный игрок в лице украинской компании на украинском рынке?» «Поэтому: «заберите, залейте» — нет, такого не должно быть», — подытожил глава «Украфты» свое заявление.
В борьбе за снижение нефтяных цен несвойственную ему поспешность вдруг проявил Антимонопольный комитет. Выступая, очевидно, от его имени председатель киевского территориального отделения АМК Николай Лисицкий обвинил 39 операторов рынка нефтепродуктов Киева в необоснованном повышении цен и заявил о намерении АМК оштрафовать их на сумму от 300 тысяч до 40 миллионов гривен.
Между тем участники рынка оказались не слишком пугливыми. Так, ЗАО «Гефест» — крупнейший розничный торговец нефтепродуктами в Донецкой области — считает, что рост цен на нефтепродукты в Украине пока продолжится. Причинами этого в отделе маркетинга компании называют дороговизну нефтяного сырья, а также повышение Россией экспортной пошлины на нефть с 1 июня — с $35,2 до $41,6 за тонну. «Возможное увеличение объемов поставок нефти вряд ли спровоцирует удешевление. Изменить существующую раскладку сил на рынке смогут серьезные межправительственные договоренности между Россией и Украиной. Например, отмена РФ взимания НДС на поставляемую в Украину нефть», — отметили в компании. (Кстати, случайно ли в российском правительстве именно в эти дни заговорили о возможности в ближайшие месяцы принять решение о годе — 2005 год исключен — возможного перехода на взимание налога на добавленную стоимость с нефти и газа по принципу страны назначения?)
В лагерь «неверующих» в способность правительства навести порядок на рынке нефтепродуктов, естественно, попал и лидер блока «Наша Украина» Виктор Ющенко. Он заявляет, что снизить цены на горючее в Украине невозможно, потому что на рынке еще не подготовлены альтернативные предложения.
Впрочем, умение правительства работать с ценами на нефть в бизнесовых кругах рассматривают скорее с точки зрения тестирования правительства на долю в его идеологии рыночной слагаемой и на модель управления страной, которая им избрана. Первым подобным экзаменом был, как известно, зерновой кризис, вызвавший не слишком рыночную реакцию правительства. Тогда, можно сказать, в общем и целом пронесло. Инфляцию «списали» в качестве необходимой платы за рост ВВП. Похоже, и сейчас будет использован аналогичный подход. Но захотят ли принимать во внимание эти аргументы и теоретизировать по поводу своих потерь от рекордного роста экономики рядовые избиратели, по карману которых уже бьет и бензин, и растущие продовольственные цены, и внезапно образовавшиеся очереди на маршрутные такси?
КСТАТИ
Как заявил вчера глава Минтопэнерго Сергей Тулуб, Украина намерена в ближайшее время импортировать 25—30 тысяч тонн высокооктановых бензинов по приемлемой цене для стабилизации цен на внутреннем рынке нефтепродуктов.