Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Нефтяной путь»

Украине следует добиваться сотрудничества с Казахстаном с помощью Китая
19 декабря, 2006 - 19:14

Многим интересно, есть ли шанс для Украины когда-нибудь избавиться от энергетической зависимости от России. Этот вопрос стоял на повестке дня почти с первого дня нашей независимости. Для получения нефти в обход России Украина в 1996 году начала строительство нефтепровода «Одесса — Броды», не заключив ни одного соглашения с поставщиками сырья и имея всего пять танкеров (в 2006 году — два танкера: «Виктор Кибенок» и «Владимир Правик», обслуживающие нефтепотребителей на Каспии).

Система Одесса — Броды включает порт Южный в районе Одессы для разгрузки танкеров с нефтью и трубопровод до Брод длиной 674 км и пропускной способностью 14,5 миллиона тонн. В 2001 году проект был завершен, и государственная комиссия приняла систему в эксплуатацию. Однако на то время нефтеперерабатывающие заводы Украины уже были приватизированы, и перед нефтепроводом стала задача относительно транспортировки каспийской нефти в Европу.

А тем временем, пока Украина искала поставщиков нефти для заполнения трубопровода, обращая свой взгляд и направляя представительские делегации в Азербайджан, Ирак и другие государства, Китай, США и Россия демонстрировали повышенную активность в проникновении в страны Центральной Азии. Цель — участие в добыче и транспортировке и нефти, и газа, а также контроль за этими процессами. Самых больших успехов в конкурентной борьбе за энергоносители в этом регионе достиг Китай, хотя Россия составляет ему в этом достойную конкуренцию. Присутствие интересов и влияние Поднебесной распространяется на Казахстан, Узбекистан, Туркмению и Иран. Китай успешно реализует политику диверсификации своих источников энергоносителей и зависит от каждого из своих импортеров не более чем на 20%.

Необыкновенно активно наращивает Китай свое экономическое присутствие в Казахстане — самом крупном потенциальном экспортере углеводородов из этого региона. По некоторым оценкам, китайские компании контролируют здесь около 28% добычи нефти, а до 2010—2015 годов зависимость Казахстана от китайских нефтяников увеличится еще больше, если они смогут установить контроль над большими месторождениями на каспийском шельфе. Есть основания утверждать, что в Казахстане уже сформировалось могущественное прокитайское лобби. Всем известна деловая хватка китайской диаспоры («хуацяо») за рубежом. Так, численность этнических китайцев в Индонезии не превышает 15%, но при этом они контролируют 80% экономики. Хотя, с точки зрения казахских аналитиков, угрозой для Казахстана является не экономическая экспансия Китая, а коррумпированность собственных чиновников, позволяющая заключать невыгодные для страны контракты.

Китайская государственная инвестиционная корпорация CITIC Group договорилась купить за $1,9 миллиарда месторождение в Казахстане, принадлежащее Nations Energy Co Ltd. О соглашении, которое, согласно казахскому законодательству, еще должно получить одобрение официальной Астаны, стороны объявили в октябре 2006 года. Кроме того, согласие должны также дать акционеры компаний и суд канадской провинции Альберта. Среди продающихся активов есть нефтегазовое месторождение «Каражанбас» на западе Казахстана. Его суточная добыча 50 тысяч барелей, а доказанные запасы оцениваются в более чем 340 миллионов барелей. «Это приобретение должно позволить CITIC создать надежную базу для развития стратегии расширения своего энергетического бизнеса за границей», — заявил Чзан Цзицзин, глава CITIC Group. Компания сообщила, что исследует перспективы строительства среднего по масштабам нефтеперерабатывающего завода в Мангистауской области, где находится «Каражанбас», и ищет казахского партнера для этого проекта.

В прошлом году CNPC (Китайская национальная нефтяная корпорация) купила зарегистрированную в Канаде компанию PetroKazakhstan, добывающую нефть в Казахстане, предложив $4,18 миллиарда. Эти примеры свидетельствуют об «агрессивной» политике Китая, направленной на вытеснение конкурентов из Казахстана. CNPC является также соучредителем одного из самых крупных совместных нефтяных предприятий «CNPC- АКТОБЕМУНАЙГАЗ».

Нефтяная компания «Казмунайгаз» и CNPC оформили соглашение относительно приобретения казахстанской стороной у китайской 33% акций PetroKazakhstan и создания совместного предприятия на базе Шимкентского НПЗ на паритетных принципах. «Казмунайгаз» и китайская государственная CNPC также договорились о совместном освоении нефтегазового месторождения Дархан (Darkhan) в казахстанском секторе Северного Каспия. По оценке «Казмунайгаз», геологические запасы этого месторождения могут достигать 480 миллионов тонн.

Уже сегодня по нефтепроводу Алашанькоу — Душаньцзи казахстанская нефть поступает на самый крупный в Китае нефтеперерабатывающий завод. На первом этапе ежегодно 10 миллионов тонн, в дальнейшем — в два раза больше. Для Казахстана это первый трубопровод, но не последний, по которому нефть будет идти к потребителю, обходя Россию. Планируется также строительство газопровода. Специалисты считают, что существует реальная опасность монополизации казахстанских энергоресурсов со стороны Китая.

В силу географического фактора Китай для Казахстана является естественным и основным партнером. Президент Нарсултан Назарбаев в послании народу 1 марта 2006 года заявил: «Казахстан исходит из того, что альтернативы взаимовыгодным связям с динамично развивающимся Китаем не существует». Основные задачи, которые ставятся правительствами обеих стран, концентрируются сегодня в сфере энергетического сотрудничества, развития торговли и упрочения Шанхайской организации сотрудничества.

Поскольку Казахстан занимает четвертое место в мире по запасам нефти и газа и второе — урана, он оказался в центре внимания и конкуренции между Китаем, США и Россией за доступ к этим богатствам и влияние на его руководство. С другой стороны, Казахстан берет на себя смелость конкурировать с Россией на мировом рынке энергоносителей.

К сожалению, Казахстан достаточно настороженно относится к обещаниям Украины использовать нефтепровод «Одесса — Броды» в европейском направлении. Основания для этого у казахстанского правительства, к сожалению, есть. Поставка каспийской нефти в Украину и европейские страны по нефтепроводу «Одесса — Броды» должна была начаться еще в ноябре 2003 года. Это было зафиксировано в соглашении, подписанном компаниями «Укртранснафта» и «Казмунайгаз». Но из-за дискуссий относительно выбора направления работы нефтепровода проект не был реализован. В 2004 году Астана подтвердила заинтересованность в сотрудничестве. Управляющий директор «Казмунайгаза» Каиргельди Кабилдин заявил тогда, что «экономическая оценка показала эффективность проекта, поэтому группа казахстанских нефтяных компаний может начать поставку нефти для европейских стран», то есть в ЕС.

И у Казахстана такая возможность действительно есть. Он стремительно наращивает добычу нефти, и ему нужны альтернативные маршруты для ее поставки на рынки сбыта. По данным министерства энергетики и минеральных ресурсов Казахстана, доказанные запасы нефти в стране составляют около 5,5 миллиарда тонн. Ведомство прогнозирует, что в 2006 году в Казахстане будет добыто приблизительно 60 миллионов тонн нефти, в 2010 году — 95 миллионов, в 2015 — 150 миллионов тонн. Внутренняя потребность страны — около 15 миллионов тонн, остальное «черное золото» страна должна экспортировать.

Учитывая заметное присутствие китайского капитала в Казахстане и то, что Казахстан является членом ШОС, проблема транспортировки нефти из Казахстана в ЕС через Украину абсолютно укладывается в контекст официального документа ЕС: «Стратегия ЕС — Китай», в которой также упоминается ШОС. Может ли в такой ситуации Китай стоять в стороне от этих проектов? Ответ: нет. Будет ли Россия препятствовать реализации этих планов? Ответ: да. Причем будет работать очень активно, пытаясь остаться в тени. Кто может «протолкнуть» эти проекты к стадии реализации с учетом противодействия России, перед которой угроза потерять монополию на поставку в ЕС нефти и газа из Казахстана? Только Китай! Ведь Россия в этом абсолютно не заинтересована, а влияние США и России на Казахстан уступает влиянию Китая.

Учитывая все еще проблемные отношения России и Китая и их соперничество за влияние на Казахстан, Украина может рассчитывать на содействие со стороны Китая в реализации ее планов по диверсификации источников углеводородного сырья. Китай необыкновенно заинтересован в стратегическом сотрудничестве с Украиной. Из источников, заслуживающих доверия, Китай еще не «потерял» надежду, что Украина «заметит» его и обратит на него внимание, как это сделал ЕС.

Поэтому недавний визит премьер-министра Виктора Януковича в Казахстан мог бы быть более эффективным, если бы накануне визита перспективы сотрудничества с Китаем в энергетической отрасли были предметом обсуждения хотя бы в рамках межправительственной украинско- китайской комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества. Дополнительно объектом переговоров могла бы быть и проблема обеспечения топливом украинских АЭС. Ведь, в отличие от Америки, у Китая есть похожие по конструкции на украинские атомные реакторы. Поэтому можно говорить также и о хороших перспективах совместного с Китаем предприятия по производству ТВЭлов из украинского сырья.

Анатолий ПАВЛЕНКО, независимый аналитик
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ