На месте ликвидированной вскоре аварии, по данным МинЧС, собрано 18 тонн дизельного топлива. Впрочем, на этом трубопроводе случалось и не такое. Так, в ноябре минувшего года на участке, проходящем по территории Житомирской области, «умельцы» приделали к официальной нефтяной реке «криминальную» врезку длиной до 350 метров. А всего на трассах «Прикарпаттранснефтепродукта» в минувшем году зафиксировано 25 краж дизельного топлива и бензина.
Как сообщил корреспонденту «Дня» Владимиру КОНЕВУ начальник управления Владимир Малыхин, кражам способствовал российский статус предприятия, перекачивающего в год 1,5 млн. тонн нефтепродуктов. Утверждение В.Малыхина о российском статусе украинского нефтепродуктопровода протяженностью 1,5 тыс. км вызвало сомнения у экспертов «Дня». Единственный регулирующий эту проблему документ — российско-украинский договор «О взаимодействии при эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов», подписанный в 1995 г. и не решающий вопроса о статусе, не ратифицирован Верховной Радой. Вместо этого там раздавались голоса о возврате «Прикарпаттранснефтепродукта», незаконно приватизированного российской стороной, в собственность Украины. Об этом говорил автору бывший народный депутат Степан Хмара.
Однако с российской стороны раздаются угрозы, что в случае изменения статуса предприятия, будет поднят вопрос об установке замерных узлов, учитывающих объемы перекачки, а следовательно, и потери. Такое оборудование стоит более миллиона долларов, и его монтаж может затянуться на целый год, вызвав остановку перекачки нефтепродуктов и большие финансовые потери для украинского бюджета.
Кражи на нефтепродуктопроводе таким образом способствуют закреплению его российского статуса. Хотя почему бы российской стороне и администрации «Прикарпаттранснефтепродукта» уже сегодня не заняться установкой контрольно-измерительных устройств? Может быть, тогда и краж станет меньше?