Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Необходим жесткий контроль»

49% средств, предоставленных международными кредиторами, Украиной не выбраны, — народный депутат
29 ноября, 2017 - 18:19

Деятельность Счетной палаты Украины не часто становится достоянием общественности. Более того, судя по информации в медиа, можно сделать вывод, что этот орган парламентского финансового контроля сейчас нелегитимный, а следовательно, и не действует. И действительно, палата работает сейчас без полноправного руководителя. Вопрос: разве в этом ее вина? Тем не менее, повторяем, — палата работает. Такой вывод можно сделать, ознакомившись с материалами ее отчета о состоянии привлечения и использования ссуд международных финансовых организаций. В целом, эта работа продемонстрировала нашему обществу, что  власть страны научилась брать кредиты международных финансовых организаций (МФО) и ведущих государств мира, но не в состоянии использовать эти ресурсы эффективно и с пользой для общества.

И ОПЯТЬ ОТСУТСТВИЕ СТРАТЕГИИ

Примером того, как несвоевременное решение проблем влияет на использование средств международных финансовых организаций, указывается в этом отчете, является состояние реализации проектов «Несвязанный финансовый кредит — Инвестиционная часть» и «Чрезвычайная кредитная программа по восстановлению Украины» (общая сумма 500 миллионов евро). Целью этих проектов является восстанволение коммунальной и социальной инфраструктуры восточных регионов Украины. «Несмотря на чрезвычайно важное значение этих двух проектов и на то, что сроки их реализации завершаются уже в декабре 2017 года, — отмечают аудиторы Счетной палаты, — по первому выборка средств вообще не начиналась, по второму составляет лишь 7,5%. Конкретными причинам подобного положения, как считают в Счетной палате, является неопределение координатора привлечения средств для преодоления негативных последствий военной агрессии на востоке Украины и отсутствие четких критериев отбора проектов с учетом потребностей региона.

Таким образом, обобщают в Счетной палате, наиболее распространенными проблемами, негативно влияющими на уровень выборки средств МФО, является отсутствие стратегии реформирования соответствующего сектора экономики (энергетический сектор, сектор транспортной инфраструктуры, социальный сектор); необходимость изменений в законодательстве (сектор жилищно-коммунального хозяйства, сектор транспортной инфраструктуры, социальный сектор); растянутая во времени подготовка тендерной документации (сектор жилищно-коммунального хозяйства, сектор транспортной инфраструктуры, энергетический сектор) и согласование отведения земельных участков (энергетический сектор, сектор транспортной инфраструктуры); низкая институционная возможность ответственного исполнителя и бенефициаров проектов (сектор жилищно-коммунального хозяйства, социальный сектор).

По мнению аудиторов, это свидетельствует о неудовлетворительной или неэффективной работах в этом направлении соответствующих ответственных исполнителей (Минрегион, Минэнергоуголь, Укравтодор, Минздрав, Минсоцполитики и тому подобное), а также Минфина, который является координатором этой деятельности, а в некоторых случаях — ответственным исполнителем или участником. Минфин, как указывается в отчете, не обеспечил принятия актов по утверждению порядка ведения реестра проектов экономического и социального развития Украины и порядка проведения экспертизы проектного предложения.

ПОЛНЫЙ ПОРТФЕЛЬ НЕИСПОЛЬЗОВАННЫХ КРЕДИТОВ

На середину 2017 года портфель активных инвестиционных проектов международных финансовых организаций, которые находятся на стадии реализации, состоял из 33 проектов на общую сумму около $3,2 миллиарда и почти 4,9 миллиарда евро. Наибольшие объемы привлеченных средств направлялись на развитие и реформирование энергетики и повышение энергоэффективности. Второй по объему привлеченных средств — транспортный сектор экономики, третий, — сектор жилищно-коммунального хозяйства.

Однако подготовка проектных документов осуществлялась ответственными исполнителями и инициаторами проектов с нарушениями установленных требований и недостатками, отмечают аудиторы. Кроме того, соответствующие мероприятия на подготовительном этапе проектов проводились с задержками и в неполных объемах. В течение 2014—2016 годов на стадии подготовки находилось 32 совместных с МФО проектов. Но начата реализация лишь 23-х из них, а подготовка еще трех отменена.

Почти в три раза больше определенного срока находились на стадии подготовки четыре совместных с ЕБРР и ЕИБ проекта общей стоимостью 1,6 миллиарда евро. Однако такие факты можно было бы назвать лишь «цветочками». В нарушение установленного порядка, пишут о «ягодках» аудиторы, Минфин предусматривал в проектах законов о государственном бюджете Украины на 2014—2016 годы средства в целом семи ссуд при отсутствии решений правительства о привлечении финансовых ресурсов МФО (на 245 млн гривен), а средства ссуд Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на реализацию пятого проекта «Улучшение транспортно эксплуатационного состояния автомобильных дорог» были включены Минфином в государственный бюджет на 2016 год вообще при отсутствии необходимых решений. Срок вступления в силу соглашений о ссудах Международного банка реконструкции и развития в среднем составлял почти три месяца, а соглашений с ЕБРР и ЕИБ — почти год.

Конечно, эти и другие выводы Счетной палаты не остались без внимания народных депутатов.  «Наш призыв очень простой, — говорит председатель парламентского комитета по иностранным делам Анна ГОПКО, — в тех приоритетных направлениях, которые нам выгодны и которые нужно развивать, и в приоритетных отраслях, где наибольшими являются потребности в дешевых кредитах, улучшить институционную возможность, привлечь больше специалистов, ведь объемы международной помощи и в дальнейшем будут расти».

СВОЮ ДОЛЮ НЕ ВНОСИЛИ, ПОТОМУ ЧТО СОМНЕВАЛИСЬ

«Необходим жесткий контроль за использованием привлеченных средств, — продолжает Гопко, отвечая на вопрос «Дня». — Поэтому вместе с международными аналитическими центрами, накануне новой макрофинансовой помощи, о которой было недавно объявлено в Брюсселе, мы пытаемся стимулировать конкретные действия со стороны правительства, чтобы решить проблемы по неэффективному использованию средств и низкой их выборке на уровне 49% и таким образом реализовать рекомендации отчета Счетной палаты». Гопко также отметила, что в составе правительства есть определенная конкуренция: а кто же будет ответственен за эти средства, и это, по ее мнению, тоже тормозит запуск ссуд. Она констатирует, что в то время, пока программы не действуют, нам «капают» соответствующие проценты, за которыми нужно платить.

Председатель подкомитета по вопросам энергосбережения и энергоэффективности комитета по ТЭК Алексей РЯБЧИН, отвечая на вопрос «Дня», рассказал о таком случае из практики: «В 2014 — 2016 году было возвращено $103 миллиона, половину от них $46 миллионов — это проект модернизации государственных финансов. Официальная причина — отсутствие необходимой доли взноса ($15 миллионов) правительства Украины для софинансирования этого проекта. А на самом деле реальная причина была связана с тем, что структура этого проекта была несколько сомнительна. Да и не все проекты помощи, которые предлагаются, полезны для Украины. Среди международных организаций есть мощные лоббисты, и нам нужно смотреть, что мы подписываем, и стоять на государственнических позициях и отстаивать национальные интересы».

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ