Хорошо то, что традиция этого месяца сохранена. Инфляция потребительских цен была на 0,2% меньше октябрьской (1,5% против 1,7%). Только в 1999, 2001, 2003 и 2005 годах ноябрьский индикатор увеличивался по сравнению с индикатором предыдущего месяца.
Инфляция была меньшей, чем в ноябре 2007 года (1,5% против 2,2%).
И её величина (1,5%) совпала со средней для этого месяца в 1996—2007 годах.
Продолжается стабилизация цен на рынке мясопродуктов — третий месяц подряд они остаются неизменными (сентябрь) или снижаются (октябрь — на 0,6%; ноябрь — на — 0,9%).
Четвертый месяц падают цены на топливо. В ноябре зафиксирован максимум дефляции на этом рынке в этом году ((-)13,3%).
На фоне негативного общего падения цен производителей они стабилизировались в отраслях, работающих на производство пищевых продуктов (100% — в ноябре). Неизменными были цены в производстве строительных материалов, электрического, электронного, оптического оборудования, обработке древесины и целлюлозно-бумажной отрасли.
В то же время нехорошо то, что три месяца подряд бушует дефляция цен производителей. В ноябре их падение было обвальным — на 12,2% до уровня октября. Ни по величине, ни по длительности нынешняя дефляция в промышленности не знает прецедента. Это является признаком углубления рецессии в отрасли. Подтверждение этого, по всей вероятности, предоставит ноябрьская статистика изменения объемов производства.
С учетом показателя инфляции потребительских цен ноября ее среднемесячное значение уже за 11 месяцев уступает лишь годовому уровню 2000 года. Тогда она составляла 2,1%, а сегодня — 1,8%, но за месяц до конца года.
В стране третий месяц продолжается тарифный галоп. За три месяца тарифы на жилье, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива выросли на 15,1%. А в предыдущие восемь месяцев на 4,1%. Контроль над ценовой политикой естественных монополий утрачен и на транспорте. Рост с начала года до декабря стоимости услуг отрасли составляет уже 22,7% (прошлый год 13,9%).
Ускорилось подорожание одежды, обуви, предметов домашнего потребления, бытовой техники. Ноябрьские показатели максимальны с начала года. Например, одежда и обувь выросли за месяц на 1,3% против 1,9% за предыдущие десять месяцев. Предметы домашнего потребления и бытовая техника — на 3% — это треть всей одиннадцатимесячной инфляции (ноябрь до декабря 11%). Последние два месяца эти товары дорожают в двузначном измерении — 1,5% и 3%, хотя в предыдущие меньше 1%. Причина — то, что после девальвации импорт стал расти в цене. К тому же, замедление темпа повышения номинальных доходов практически не наблюдается.
Снижение цен на топливо и другие энергоносители еще не передалось в сегмент розничных цен.
Инфляцию продолжают подкармливать ожидания на фоне нестабильной политической ситуации и накручивание истерии вокруг курсовой политики Нацбанка.
Вывод. Движение монетарных агрегатов было благоприятным для противодействия инфляции. Масса в ноябре выросла только на 0,4 против 3,2% год назад в этом же месяце. В октябре соответствующие показатели составляли 0,3% и 1,7%. Монетарный навес предыдущих месяцев (январь—сентябрь) также был легче прошлогоднего (по базе разрыв составлял 10,9% в пользу повышенной динамики прошлого года, по массе — 13,2%).
Упомянутый фактор позволил замедлить инфляцию по сравнению с ее октябрьским и прошлогодним ноябрьским значением. Однако высокие инфляционные ожидания и необеспеченные товарным покрытием собственного производства доходы, а также раскованная тарифная политика правительства не позволили добиться более высоких результатов в ценовом сдерживании.
Прогноз и предложения.
Инфляция потребительских цен незначительно, но превысит показатели кризисных 1998—1999 годов (соответственно, 20% и 19,2%). Она будет уступать лишь историческому максимуму 2000 года — 25,8%.
Учитывая продолжающееся охлаждение экономики, а также эффект воздействия снижения цен на энергоносители, продолжение дефляции цен на мясо, в декабре инфляция может быть меньше ноябрьской. С пятидесятипроцентной вероятностью можно ожидать инфляцию на 0,8—1% меньше, чем в декабре 2007 года (2,1% тогда).
Нацбанк будет содействовать снижению инфляционного давления, если сможет сохранить рыночную границу девальвации обменного курса до 7,4 гривни за доллар.