Современное состояние жилищно- коммунального хозяйства уже составляет немалую угрозу не только гражданам, а и всему нашему государству. Как показывают опросы, около 70% предприятий ЖКХ предоставляют услуги населению с нарушением прав потребителей. 56% опрошенных недовольны состоянием предоставленных жилищно-коммунальных услуг. Следовательно, реформирование этой сферы неизбежно.
«Создав объединение совладельцев многоэтажных домов, мы можем предоставить управляющим компаниям определенные возможности, которые на сегодняшний день в отдельно взятом ОСМД достаточно ограничены», — уверяет заместитель киевского городского председателя Александр Ржавский. По его мнению, именно такое объединение гарантирует улучшение состояния жилищно- коммунального хозяйства. «Эти люди будут отвечать за дома, таким образом создается аналог кооператива, когда определенная территория становится собственностью конкретных людей», — считает он. Однако, по словам заместителя начальника городского управления жилищного хозяйства Владимира Морозова, ОСМД — это пока слишком «узкое» понятие. В столице, отметил он, почти 10,5 тысячи жилых домов. И только в 380 созданы объединения совладельцев. Причем этот показатель остается на таком уровне еще с 1991 года. Если все будет идти такими темпами, говорит Морозов, то еще 100 лет мы не будем иметь ничего вообще. Реформа, по его словам, возможна только при одном условии — при появлении владельца дома. И это не обязательно должен быть ОСМД, владельцем может стать любое физическое лицо, выкупившее дом, подчеркивает он.
Жилищники столицы приводят официальные данные: только на реконструкцию и ремонт водопроводно-канализационной сети в домах нужно 314 миллионов гривен. До 2010 года по программе реконструкции и ремонта канализационных сетей необходимо 5,6 миллиарда гривен. В городском бюджете таких средств, конечно, нет.
Именно эта ситуация привела к повышению тарифов на услуги ЖКХ. Что вызвало возмущение многих киевлян. Но начальник главного управления по вопросам ценовой политики Василий Яструбинский считает, что низкие тарифы — это бесплатный сыр в мышеловке. Чем дешевле тарифы, тем хуже качество коммунальных услуг. По его словам, низкие тарифы повлекут к стагнации жеков, к ситуации, когда водоканал не сможет предоставлять услуги и возникнут неразрешимые проблемы с теплообеспечением.
Что же делать, чтобы реформа ЖКХ состоялась и была эффективной? Кажется, этого не знают и в правительстве. Во- первых, как выяснилось, 40% тарифов на жилищно-коммунальные услуги являются необоснованными. Об этом заявил председатель Государственной инспекции по контролю за ценами Анатолий Козленко. По его словам, госинспекция обнаружила нарушений на 44 миллиона гривен при установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, но местные советы не обращают внимания на эти выводы. Вице-премьер Дмитрий Табачник при этом напомнил, что Кабмин принял постановление, в соответствие с которым изменения тарифов на жилищно-коммунальные услуги после 1 марта могут быть приняты только после проверки Государственной инспекцией по контролю за ценами и Министерством экономики. «Анатолий Козленко сейчас получил полномочия, и он доберется до этих защитников народа во всех местных советах», — заявил вице-премьер. Он также отметил, что в Украине субсидии на оплату жилищно-коммунальных тарифов оформили 1,52 миллиона, то есть 9% семей. Вице-премьер также подчеркнул, что необходимость в повышении тарифов возникла, прежде всего, потому, что в августе 2006 года, во время пребывания при власти Юлии Тимошенко, был «доблестно» разорван договор о поставках газа, рассчитанный на период до 2010 года. А ныне в тех местных советах, в частности, в Черновцах, Ужгороде, Полтаве, Кировограде, где сильнее всего повысили тарифы, это сделано также представителями БЮТ, которые здесь составляют абсолютное большинство. Вице-премьер назвал «политическим кощунством» ситуацию, когда депутаты местных советов без экономического обоснования увеличивают тарифы на жилищно-коммунальные услуги, а потом начинают отстаивать права населения.
Табачник подчеркнул, что в госбюджете Украины на текущий год предусмотрено 5,3 миллиарда гривен на предоставление субсидий, что более чем в два раза превышает уровень 2006 года. Он еще раз указал руководителям регионов на необходимость усиления разъяснительной работы относительно действия упрощенного механизма предоставления субсидий.
Тем временем и в Секретариате Президента стремятся приобщиться к борьбе за тарифную справедливость и предлагают руководителям областей вместе с госинспекциями начать проверку обоснованности тарифов. Следовательно, похоже, все политические силы озабочены ныне не столько тем, чтобы установить справедливые тарифы, которые дадут жилищно- коммунальному хозяйству возможность развиваться, сколько самой возможностью сделать эффективный пиар и за счет этого повысить свои рейтинги.
Как видим, на фоне бурных тарифных «разборок» под стенами Киевсовета и в парламенте тема реформирования ЖКХ как-то незаметно отошла на второй план...