В Харькове обострилась дискуссия в отношении того, нужно ли городу переводить в свою собственность метрополитен. Украинские метрополитены изначально финансировались центром. Пришло ли время перемен? Народный депутат Украины (БЮТ) Александр Фельдман считает, что делать это до 2012 года нецелесообразно. Свое мнение он аргументирует тем, что у передачи метро городу есть как плюсы, так и очевидные минусы. Причем последних сегодня может оказаться гораздо больше. Предприятие является зависимым от субвенций и финансовой поддержки Министерства транспорта. В то же время экономика города пока является неэффективной, т.е. неустойчивой, зависимой от займов и субвенций, не имеющей надежных самостоятельных доходов, и поэтому город не может взять на себя обязательства перед метрополитеном. Кто выиграет от союза нерентабельного предприятия с экономически неэффективным хозяйством первой украинской столицы? Сегодня несостоятельность города как субъекта хозяйствования компенсирует государство, а что будет завтра?
Немаловажным обстоятельством является и то, что в 2012 году Украина и Харьков в частности будет принимать чемпионат Европы по футболу. Под этот проект выделяются солидные бюджетные инвестиции, кроме того, будут финансироваться государственные транспортные программы. Зачем же забирать метрополитен из централизованной схемы финансирования, считает Фельдман, до того времени, пока само государство не приведет его в порядок и не профинансирует за счет госбюджета? Ведь понятно, что у города не хватит денег даже на самостоятельную достройку уже заложенных новых станций.
Весомым аргументом против передачи метрополитена в городское хозяйство является также отсутствие серьезных экономических расчетов этого ответственного шага. Никто ведь не просчитывал реальную цену вопроса. Кроме повышения стоимости проезда, у города нет источников, чтобы финансировать метро. Достаточно вспомнить, что сегодня он не может привести в порядок такую коммунальную собственность, как дома, больницы, дороги и т.п. Да и зачем обострять социальную обстановку? Ведь понятно, что при смене собственника могут резко измениться и расценки на проезд в метрополитене.
Но больше всего противники передачи метро в управление городским властям опасаются, что эта операция окажется всего-навсего коррупционным трюком местных властей. Под их давлением администрация метрополитена в этом случае может принять решения об отказе от многих объектов недвижимости (например, от центрального офиса). В результате имущественный комплекс метрополитена может быть раздроблен и частично приватизирован. В процессе передачи метро может даже «потерять» ряд режимных объектов, а также документы, которые свидетельствуют о значительных злоупотреблениях прошлых лет.
Есть и еще один большой вопрос — кто будет заниматься самой «передачей», т.е. оценивать имущество, описывать, передавать и принимать, сколько будут стоить услуги подобной организации, из какого кармана будут платиться эти деньги? Это может стать Клондайком для коррупционеров.
По мнению Фельдмана, анализ ситуации показывает, что реальные предпосылки для передачи Харьковского метрополитена в руки города могут появиться только к 2012 году. До этого времени должны завершиться все стройки Евро-2012, реализоваться бюджетные инфраструктурные проекты, пройти реформа местного самоуправления, административная реформа, выборы всех уровней.
«Сначала нужно снять все минусы, а только потом думать о передаче метрополитена городу. Такие решения не должны приниматься кулуарно. Нельзя принимать важные общегородские решения только для того, чтобы мэрия могла ставить лояльных себе руководителей и делать сегодня с предприятием все, что захочется», — считает народный депутат Фельдман.