Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нероны и ферросплавщики

Украинские чиновники стимулируют не энергоэффективность, а энергораспущенность
20 марта, 2012 - 12:04
РАБОТА У МЕТАЛЛУРГОВ НЕ ИЗ ЛЕГКИХ. НО НЕ ОНА ВЫЗЫВАЕТ ДЕПРЕССИВНЫЕ НАСТРОЕНИЯ, А ПОСТОЯННАЯ УГРОЗА УВОЛЬНЕНИЙ / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Не перегибают ли палку критики Президента Виктора Януковича, упрекающие его в том, что он создал слишком уж сильную, а главное — чересчур послушную ему вертикаль власти? Как представляется, в этом споре оппозиция, да и он сам, выдает желаемое за действительность. Потому что в нашей стране по-прежнему правит главным образом типичный чиновник, самостоятельно решая, кому дать преференции, а кого и вовсе взять, как говорится, к ногтю и раздавить. Понятно, что от такого подхода будет мало проку как для страны, так и для продвижения социальных инициатив Президента, являющихся сейчас его главным коньком в борьбе за голоса украинцев.

В этом легко убедиться, посетив не самое крупное, но и далеко не последнее по масштабам металлургическое предприятие страны — ЧАО «Запорожский ферросплавный завод». Он фактически на грани закрытия. Здесь уже сокращено 1400 металлургов (почти 40% работающих), застыл самый крупный плавильный цех (№4). На предприятии погашено почти половину ферросплавных печей (15 из 31). Но и это — не предел. Если чиновники Национальной комиссии регулирования энергетики (НКРЭ) и дальше будут практиковать сугубо формальный подход, то ЗФЗ может полностью остановиться, потерять экспортные и внутренние рынки...

Суть этой коллизии можно описать таким образом. В 2010 году еще не успел восстановиться спрос на продукцию, и из-за этого завод «выпал» из списка крупных предприятий-потребителей электроэнергии (до пороговых 150 млн кВт/ч не дотянули лишь 14 млн) и был переведен из первого во второй потребительский класс. Из-за этого, начиная с 2011 года, завод платит около 12 центов за кВт/ч, тогда как «первоклассники» — лишь 7 центов, а зарубежные конкуренты — и того меньше: от 3 до 6 центов. Ежемесячные платежи ЗФЗ единоразово выросли на 30%, а доля электроэнергии в себестоимости продукции предприятия достигла 54%.

«Узнав о повышении цен (только в этом году дважды. — Авт.), мы начали подготовку к остановке завода», — не без горечи рассказывает журналистам председатель правления компании Павел Кравченко. По его словам, с начала 2012 года предприятие удается поддерживать в частично работоспособном состоянии лишь благодаря тому, что некоторые потребители его продукции согласились на повышение цены. «Поэтому мы продолжили работать в марте, но если в апреле еще поднимется цена на электроэнергию, а рынок не начнет движение ни в объемах, ни в возможностях поднятия цен, мы остановимся...», — жаловался директор.

За 2011 год ЗФЗ был вынужден почти на треть сократить производство продукции в сравнении с 2010 годом (в 2010 году предприятие шло в гору и обогнало 2009 год на 33,5%). НКРЭ это нисколько не волновало. Как и то, что в результате сокращения ферросплавщиками объемов производства бюджет Запорожья недосчитался больше 10,5 миллиона гривен, Пенсионный фонд — почти 38 миллионов, а бюджет страны выплатил вынужденно уволенным металлургам больше 29 миллионов гривен пособия по безработице. Сколько еще бюджетных средств потребуется на эти цели, если учесть, что на предприятии до конца марта собираются уволить 600 человек, а к августу работу, возможно, потеряют еще около двух тысяч? Да уже и сейчас оставшиеся люди заняты лишь четыре, а то и три дня в неделю. Это не волнует «независимых» электрорегуляторов, как и то, что вместо ожидавшегося в 2011 году роста поступлений в энергорынок от закупки заводом электроэнергии (на 277 млн грн.) государство, по итогам года, недополучило без малого миллиард (908,27 млн грн.).

При этом, как ни парадоксально, ЗФЗ пользуется большой, но, к сожалению, лишь вербальной поддержкой руководства страны. Исполняющий обязанности начальника закрытого 4-го цеха Денис Пархоменко рассказал «Дню» о своей беседе с главой Минэнергоугля Юрием Бойко. Министр, по словам металлурга, заверил, что имеет поручение от Президента страны создать надлежащие условия для работы ЗФЗ. «Да и все остальные чиновники постоянно обещают решить наши вопросы, — говорит Пархоменко, и добавляет: — Но обещать не значит жениться. Разговор с Бойко был еще в ноябре прошлого года».

Напомним, что до 2009 года импорт ферросплавов в Украину не превышал 10% от общего объема соответствующих сплавов, необходимых металлургам. В 2011 году на фоне созданных для ЗФЗ искусственных трудностей доля импорта превысила 54,4%. Налицо экспансия импортеров, говорят на ферросплавном, но Минэкономразвития и торговли считает, что ситуация, когда электроэнергия для украинских ферросплавщиков вдвое дороже, чем для их конкурентов за рубежом, — это в порядке вещей, и отказывается проводить специальное расследование в отношении импорта. Хотя по правилам ВТО для начала расследования достаточно обнаружить рост доли импорта на 5% за год. И вот вам результат: импортеры (Китай, Россия) уже сегодня вовсю хозяйничают на отечественном рынке, а завтра могут резко снизить цены, остановив таким образом все украинские ферросплавные предприятия и горно-обогатительные комбинаты. А следующий ход после того, как отечественные предприятия безвозвратно лягут, — резкое повышение цен.

Между тем, у ЗФЗ есть выход из этой ситуации, и не один. С 2011 года предприятие добивается права выкупить понижающую подстанцию, которая была ранее у завода в аренде. Это позволило бы покупать электроэнергию по более низким тарифам. Но ни продать, ни сдать подстанцию в аренду, как это делалось до 2011 года, «Запорожоблэнерго» и НАК «Энергетическая компания Украины» не соглашаются. Мол, облэнерго уже в списке на приватизацию, и снижать его будущую стартовую цену запрещено. Стройте свою собственную подстанцию, советуют металлургам чиновники. Завод готов согласиться и на эту глупость (тогда действующая исправная подстанция, специально построенная для энергоснабжения ныне закрытого четвертого цеха, как говорят на предприятии, превратится в очень дорогостоящий памятник чиновникам). Тем не менее, визировать соответствующую документацию для строительства бюрократы отказываются. Есть и другой путь. Почему бы не разрешить заводу заключать прямые договора, например, с такими поставщиками электроэнергии, как «Днепрогэс» или Запорожская АЭС? И на это чиновники не идут.

Нынешние вершители судеб напоминают Нерона, который, желая прославиться в веках, спалил древний Рим. Они строят себе памятники не только в виде закрытых энергоподстанций, но и целых предприятий. По их мнению, возврат ЗФЗ в первый класс был бы льготой по отношению к другим потребителям. И на все просьбы отвечают: если тариф на электороэнергию вас не устраивает, закрывайтесь. Но среди заводчан преобладают оптимисты. Уже готов проект реконструкции цеха №4 с объемом инвестиций 700 миллионов гривен. Он включает строительство современных систем очистки газов, отбора тепла от печей и генерации электроэнергии. Но Кравченко опасается, что за достигнутое в результате реализации этого проекта сокращение потребления электроэнергии (на 15%) предприятию ровно на столько же еще раз поднимут тариф. Потому что энергочиновникам привычнее и выгоднее стимулировать бесхозяйственность, а не энергоэффективность. И плевать им на поручения Президента.

Киев — Запорожье — Киев

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ