Херсонский городской голова Владимир Миколаенко издал распоряжение «О приостановке предоставления паспортов привязки временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности (остановочных комплексов) на территории г. Херсона». Документ опубликован на сайте городской рады.
В нем отмечено, что «с целью избегания социального напряжения и упорядочивания размещения временных сооружений» управление градостроения и архитектуры департамента градостроения и землепользования городской рады должен приостановить предоставление паспортов привязки временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности (остановочных комплексов) до утверждения Комплексной схемы размещения и архитектурных типов временных сооружений...».
Такое распоряжение — реакция городской власти на актуальную дискуссию в городе по поводу установления торговых киосков на остановках общественного транспорта. Такие киоски с обустроенными местами для ожидания транспорта активно устанавливают в городе в последнее время. Резонансной была попытка смонтировать еще одно временное сооружение на ул. Университетской. Согласно макету новой остановки, она будет перекрывать вид на проспект Текстильщиков и памятник Тарасу Шевченко. По этому поводу в местных СМИ и тематических группах в соцсетях идет живое обсуждение. Еще раньше людей возмущало наличие подобных торговых павильонов и в центре города на проспекте Ушакова.
Всего, по данным Интерактивной карты Херсона, разработанной в городской раде, на улицах Херсона размещено ориентировочно 500 временных сооружений. Впрочем, как показывает опыт, торговые киоски обычно становятся не временными, а наоборот, с годами расширяются, образовывая торговые ряды и мини-рынки. Так случилось и в микрорайоне Таврический, где рядом с официальным рынком из обычных торговых лотков с овощами вырос новый рынок. Конечно, не все временные сооружения в городе установлены с нарушением. Однако, по данным той же Интерактивной карты, у многих предпринимателей паспорта привязки к киоскам давно просрочены.
«Уже несколько лет в Херсоне действует мораторий на выдачу паспортов привязки на временные сооружения в большей части города. Но остались улицы и микрорайоны, на которые этот мораторий не распространяется. Предприниматели этим пользуются и подают документы на установление остановочных комплексов, — комментирует газете «День» глава постоянной депутатской комиссии по вопросам промышленности, предпринимательства, торговли, туризма, транспорта, дорожной инфраструктуры и связи, рекламы и сферы услуг Егор УСТИНОВ. — Управление градостроения и архитектуры выдавало паспорта привязки на эти сооружения на разный срок: от одного — до десяти лет. Позже депутаты городской рады этой каденции внесли изменения в Положение об управлении градостроения и архитектуры, в котором прописали требование, чтобы управление перед выдачей паспортов согласовывало документы с профильной депутатской комиссией. Теперь большая часть остановочных комплексов строится в соответствии с рекомендациями этой комиссии до ее переформатирования. В прошлом году комиссии были укрупнены. В новом составе депутаты согласовали позицию, что рекомендацию на новые паспорта привязки или продолжение старых мы будем давать только на год. Это все-таки временные сооружения. Сегодня же у нас ситуация, когда многие киоски работают без паспортов и без оформления земельного участка».
Чтобы преодолеть эту проблему, говорит Устинов, нужен механизм демонтажа временных сооружений и разработка схемы размещения временных сооружений, согласно нормам градостроения. «Наша комиссия давала рекомендации мэру, профильному управлению относительно разработки такого проекта решения сессии, — говорит депутат. — Управление градостроения и архитектуры располагает информацией относительно адресов и паспортов привязки всех временных сооружений. Это комплексная проблема. Стоит сказать также о том, что ряд депутатов действующей каденции контролируют такие временные сооружения и не заинтересованы в том, чтобы появилась комплексная схема их размещения. Если она появится, то немало киосков окажется вне схемы. Поэтому я не думаю, что такая схема появится в ближайшее время. Но есть надежда на то, что Инспекция по контролю благоустройства и санитарного состояния совместно с управлением градостроения и архитектуры разработают или отдельный документ «Порядок демонтажа незаконных сооружений», или дополнят уже существующие «Правила благоустройства» таким же отдельным пунктом. Если же говорить об остановочных комплексах, то, на мой взгляд, управление градостроения и архитектуры перед выдачей разрешительных документов должно было бы разработать единую концепцию внешнего вида этих объектов и требовать четкого соблюдения этой концепции».