Прошло больше двух месяцев со вступления в силу новой редакции Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства». Ощутила ли страна положительные изменения?
Конечно, для окончательных выводов еще не время, но отношение к произошедшим изменениям со стороны непосредственных «носителей» закупочного процесса — заказчиков торгов — не может остаться без внимания. Во-первых, необходимо сказать об активности и динамике закупок. Заказчики торгов отмечают тенденцию уменьшения закупочной активности как на центральном, так и на региональном уровнях. Кроме того, явно выжидательную позицию занимают новые субъекты системы государственных закупок — государственные, казенные, коммунальные предприятия и хозяйственные общества с государственной частью более 50%, для которых «наука о тендерах» является вообще новеллой. Типичной характеристикой ситуации является такой диалог:
— Как вы организуете тендеры в новых условиях?
— А мы их вообще не проводим.
Главным показателем достижения прозрачности государственных закупок, безусловно, является количество проведенных открытых торгов — именно эта процедура обеспечивает наибольшую эффективность, прозрачность и рациональность использования государственных средств.
Но с момента введения в действие нового закона среди экспертов (как отечественных, так и международных) сложилось мнение о необоснованной сложности законодательного регламента проведения торгов, что делает фактически невозможным их проведение. На это неоднократно указывал Всемирный банк, Минэкономики, другие распорядители бюджетных средств, а также такие большие предприятия государственной собственности как «Укртелеком» и «Укрзалізниця».
Однако, по мнению Специальной контрольной комиссии по вопросам госзакупок при Счетной палате Украины и Тендерной палате Украины, новый закон стал катализатором проведения открытых торгов, количество которых за последние два месяца увеличилось на 17,7%.
Так ли это?
Количество открытых торгов, проведенных госзаказчиками, можно легко посчитать по количеству опубликованных объявлений об их проведении в официальных печатных СМИ, определенных законом. Для сравнения возьмем два периода: март-май 2006 года (официальное СМИ — бюллетень Тендерной палаты Украины) и март-май 2005 года (официальное СМИ — бюллетень «Вісник державних закупівель»). Потратив время, находим: в прошлом году было напечатано 4325 объявлений, в этом — 3252. Разница составляет 1073 или почти треть от тендерного предложения текущего года. Это также показывает, что количество открытых торгов «под эгидой» нового закона уменьшилось почти на четверть против аналогичного периода 2005 года. И это при том, что новый закон впервые дополнительно «подобрал под себя» более четырех тысяч государственных, коммунальных, казенных предприятий и хозяйственных обществ.
Но, вспоминая прошлый год, можно утверждать, что и тогда закупочная активность «государственных покупателей» не была высокой. Это связано с выходом на протяжении марта-мая ряда поручений Кабмина, фактически запрещавших заказчикам проводить торги (за исключением социально-необходимых товаров и услуг).
Но вернемся к нынешней ситуации. Она, по-моему, характерна именно тем, что провести открытые торги (раньше применявшиеся заказчиками торгов чаще всего за другие процедуры закупки) не так-то и легко. Теперь объявлять их необходимо в трех инстанциях (статья 8 Закона); участники должны предоставить тендерное обеспечение (статья 23), оформить которое им не просто и не дешево, из-за чего они отказываются участвовать в торгах. А это, конечно, приводит к их фактическому срыву. Но если участникам удалось преодолеть эти неудобства, то после этого с еще большими проблемами сталкиваются заказчики. Им необходимо оперативно и своевременно размещать информацию о ходе проведения торгов (протокол открытия, перечень отклоненных тендерных предложений, сообщения о результатах торгов и тому подобное) в сети интернет, доступ к которой достаточно непрост для работающих на отдаленных территориях нашей страны. И, наконец, даже, если удалось определить победителя торгов и заключить с ним договор, то для оплаты в обслуживающий орган Государственного казначейства Украины (ГКУ) необходимо подать кучу документов (статья 17). А при условии несоответствия любого из них, орган ГКУ должен отказать в денежном переводе по заключенному договору.
Но и это не последний риск. Даже при условии заключения договора заказчик не застрахован от того, что Специальная контрольная комиссия при Счетной палате — уполномоченный орган по рассмотрению жалоб участников торгов — согласно третьей части статьи 3 названного закона примет решение относительно отмены торгов, которое, кстати, может быть принято как до, так и после заключения договора (статьи 37 и 37-1). При этом правом влиять на проведение процедуры закупки путем ее обжалования — поступление жалобы приостанавливает торги — (статья 37-1) владеет любое лицо (как физическое, так и юридическое), даже не высказывавшее желание участвовать в них. Усложняет нормальное выполнение договора и тот перечень оснований, по которым он считается недействительным (часть 3 статьи 34).
Действительно, порядок и условия проведения торгов очень сложные. И работники тендерных комитетов вынуждены играть по этим правилам, только надеясь на то, что что- то изменится... Надежд на это очень мало. Ведь для этого Антимонопольный комитет должен, наконец, разработать соответствующие подзаконные акты, предоставить необходимые разъяснения, которые должны провести заказчиков через дебри нынешнего законодательства.
Но, как говорится, надежда умирает последней. Поговаривают, что в новом парламенте вскоре будет рассматриваться новый правительственный законопроект о внесении изменений в закон о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства. Но это, точнее говоря, не новый, а давно забытый старый вариант, одним из авторов которого был, кстати, народный депутат Олег Лукашук.
Какие же изменения предусматривает этот документ?
В случае его принятия публикация объявлений будет проходить только в одном издании — бюллетени «Вісник державних закупівель». Созданный еще в 1998 году, он наиболее доступный источник соответствующей информации, который знает вся Украина и не только. А вот размещение информации в интернете является правом, а не долгом заказчика торгов. Он сможет принимать решение исходя из объективных технических возможностей для его осуществления (наличие доступа к сети). Такая либеральная норма не повредит прозрачности закупок, поскольку согласно постановлению Кабмина, принятому еще в начале 2002 года, центральные органы исполнительной власти и областные государственные администрации обязаны размещать данные о государственных закупках на собственных веб-сайтах. Могу засвидетельствовать, что это постановление неуклонно выполняется. Об этом говорят отчеты, ежеквартально поступающие в Минэкономики.
Проект также внедряет нормальный принцип обжалования процедур торгов, согласно которому право на это имеет исключительно их участник, считающий, что понес или может понести убытки в следствие нарушения заказчиком соответствующей процедуры. Это исключит манипуляцию результатами тендера со стороны посторонних лиц. Уже сейчас можно быть уверенным, что принятие этого законопроекта не только позволит заказчикам торгов качественно и оперативно проводить торги (а участникам участвовать в них без лишних расходов), но и приблизит Украину к вступлению в Европейский Союз и Всемирную организацию торговли.