Премьер-министра Виктора Януковича, как говорится, достали. Вопреки своим указаниям не критиковать деятельность предыдущих украинских правительств, он сам обрушился на них с жесткой критикой. «Правительство Юлии Тимошенко спровоцировало ситуацию с поднятием цен на газ в Украине. Я считаю, что она несет политическую ответственность за то, что так произошло в нашей стране», — сказал Янукович в интервью журналистам в Луганске. Он также отметил, что тарифы за жилищно-коммунальные услуги для населения были подняты правительством Юрия Еханурова и ответственным за это является блок «Наша Украина». «Нужно тут наводить порядок, и это касается не только цены на газ, электроэнергию, жилищно-коммунальные услуги, это касается в целом ситуации с формированием тарифов. Этот вопрос срочно нужно рассматривать в парламенте, готовить законодательную базу, которой не хватает для осуществления государственной политики», — предложил премьер и, отвечая на вопросы журналистов о возможности дальнейшего повышения тарифов на газ для населения, сказал: «Одно дело ломать, другое — строить, все, что наломали, сейчас не так просто отстроить».
Но именно этим как на прошлой, так и на этой неделе занималось и руководство правительства, и руководители украинской энергетики. Ими было предпринято активное внешнее наступление, направленное на решение многочисленных проблем, связанных в основном с тем, что страна во многом все еще остается частью энергетической системы, построенной в Советском Союзе.
Примером этого может служить то, как министр топлива и энергетики Юрий Бойко утрясал с членом правления РАО «Единые энергетические системы России» Александром Раппопортом несогласованности в области электроэнергетики.
Несколько странно, конечно, что в отношениях наших стран как бы негласно закрепляется традиция непаритетных переговоров, когда министр встречается с заместителем председателя полугосударственной компании. Как же тогда поступать командированному в Москву заместителю министра, если ему предложат в качестве визави какого-то второразрядного клерка той же компании? Но попробуем оставить в стороне ущемленное чувство национальной гордости и стать на позицию Бойко, действительно крупного и жесткого менеджера, способного, тем не менее, в какие-то моменты и особенно в период подготовки к зиме, проявлять, наряду со стратегической твердостью, необходимую тактическую гибкость. Похоже, тут речь должна идти именно о ней — стоит ли чваниться, задирать министерский нос и отказываться от переговоров только потому, что по другую сторону стола будет сидеть меньший по рангу чиновник? Кроме того, Бойко, возможно, считает, что краеугольные камни в любое соглашение должен закладывать именно он. Простим ему эту маленькую «слабость» и предположим, что он сумеет ее преодолеть и в дальнейшем все-таки выпустит на первые переговорные позиции также и вполне созревших для этого заместителей.
В конце прошлой недели один из них, Алексей Шеберстов, опытнейший энергетик и даже экс-министр соответствующей отрасли, комментировал журналистам документ, подписанный шефом во время пребывания в Москве и переговоров с известным уже читателю Раппопортом. Добавим, что замминистра также был их участником. Протокол, с которым журналисты имели возможность ознакомиться, по большому счету, почти нигде не выходит за рамки намерений. И все же намеченный им пунктир дает мощный сигнал: Украина и Россия все больше уходят с тропы экономической и энергетической войны и переходят на магистральный путь прагматичного взаимовыгодного сотрудничества, направленного на укрепление энергетической безопасности. При этом можно надеяться, что взаимопонимание в отрасли электроэнергетики плавно перетечет и на рыночные отношения в газовой сфере, хотя Шеберстов, отвечая на вопросы журналистов, отвергал всякую связь между этими направлениями.
Стоит ли усматривать в этом отказ от украинской ориентации на Европу? Думается, такие обвинения выглядят, по меньшей мере, весьма поспешными. С разрушенным и несбалансированным энергетическим хозяйством в современную Европу нет хода ни Украине, ни России, причем ни вместе, ни порознь. А вот после модернизации энергетики, а делать это обе страны, связанные едиными в прошлом магистралями, обречены вместе, дверь в Европу, остро нуждающуюся в энергоресурсах, обязательно откроется.
В этом плане нельзя не отметить первый пункт упомянутого протокола, которым предполагается активизировать процесс объединения энергосистем Европы и стран СНГ на параллельную работу. И тут же, отметив положительный опыт и результаты работы своих энергосистем в параллельном режиме, стороны намереваются заключить направленные на это новые договоры, учитывающие, правда, изменения, происшедшие на обеих энергорынках.
Как отметил в беседе с журналистами Шеберстов, параллельная работа энергосистем — это не вопрос политики, это, по его мнению, требования техники и экономики. Однако параллель с Европой совсем не простое дело и, как считает специалист, требует немалых средств. Евросоюз уже выделил только на исследование украинской энергосистемы три миллиона евро. Но эти работы еще не проводились (согласно контракту на них отводится 30 месяцев), хотя нанятая для этого итальянская консалтинговая компания должна была начать их еще весной. Между тем Россия уже три года ведет реконструкцию своих тепловых электростанций и может быть готова к вхождению в европейскую энергосистему даже раньше, чем Украина, которая, по словам замминистра, «много говорит об этом, но ничего не делает».
В протоколе Бойко — Раппопорт есть также пункт, который рассматривает возможность поставки в Россию украинской электроэнергии, выработанной электростанциями, которые будут работать на давальческом российском топливе (газе). Отвечая на вопрос «Дня», Шеберстов разъяснил, что в Украине имеется несколько так называемых газомазутных станций, которые сейчас, из-за сложностей с газом, практически не работают. При этом Украина, в связи с подъемом экономики, уже не имеет избытка электроэнергии. Пять месяцев в году нам нечего экспортировать, хотя еще недавно мы обещали едва ли не завалить Европу электроэнергией. Некоторый избыток есть только в семь летних месяцев, «и тогда атомные блоки даже не могут выдать мощность». А вот в России сейчас настоящий энергокризис, поскольку экономика поднимается, а энергетика за ее потребностями не поспевает. Поэтому Украину просят о помощи. Так что рассматривается возможность возобновления сезонных поставок в Россию электроэнергии украинских АЭС. Кроме того, электропомощь можно предоставить, если запустить простаивающие газомазутные станции. На Углегорской ТЭС это три блока по 800 мегаватт, столько же и такой же мощности на Запорожской ТЭС и один блок на Трипольской станции. Все они уже три года не работают. «А если честно сказать, — сознается Шеберстов, — то просто сгнивают. И это самые экономичные блоки наших электростанций...». Но при нынешних газовых ценах их электроэнергия не востребована на рынке. Так что один из этих блоков, по мнению Шеберстова, вероятнее всего на Углегорской ТЭС, может быть загружен российским газом. «И сохранится хотя бы живым, — говорит замминистра и спрашивает: — Что тут плохого? Мы получим оплату за выработанную электроэнергию и она пойдет в Россию». Но плохо то, что своего газа у РАО ЕЭС пока что даже и нет. О нем только ведут переговоры с «Газпромом», сообщил Шеберстов и добавил: «Там тоже рыночные отношения и газ так просто не получишь». А цена газа в этом случае украинскую сторону даже не интересует, поскольку он давальческий, а оплата будет производиться за киловатт электроэнергии с учетом произведенных затрат.
Не менее проблематичны и другие пункты названного протокола. В частности, в нем идет речь о подготовке необходимой договорной базы для совместной поставки электроэнергии в Молдову, о возможности создания совместного предприятия для реанимации линии электропередач Южно-Украинская АЭС — Исакча — Варна, об участии РАО ЕЭС в приватизации украинской энергетики.
Комментируя последнюю из названных возможностей, Шеберстов уточнил, что о приватизации генерирующих мощностей речь может идти только в отдаленном будущем. Ведь в Украине энергетические мощности постоянно убывают. А вот приватизация распределительных компаний (облэнерго) уже показала эффективность такого подхода, и министерство будет продвигать именно ее.
Между тем Минтопэнерго оказалось сегодня под огнем критики. Именно ему в первую очередь достается за повышение цен на энергоносители: нефть, газ, электроэнергию. Хотя новое правительство работает всего лишь месяц. В присланном в «День» заявлении Бойко отмечается, что критики правительства готовы принести энергетическую безопасность и социальную стабильность в жертву политическим амбициям и дезориентировать общество. Ради этого экономические вопросы специально политизируются. Отбиваясь, Минтопэнерго возлагает «ответственность за жалкое состояние дел в топливно-энергетическом комплексе и катастрофическое повышение тарифов для населения» на его сегодняшних критиков. Как указывается в заявлении, именно правительство Тимошенко разрушило систему межправительственных соглашений и контрактов, подписанных правительством Януковича в 2004 году. Эта система, по мнению министра, гарантировала Украине до 2009 года получение российского и туркменского газа по наиболее низкой в Европе цене.
Правительство Еханурова, напоминает автор заявления, дважды повышало тарифы на газ, электроэнергию и, соответственно, на жилищно-коммунальные услуги в отрыве от механизма компенсации потерь для малообеспеченных слоев населения, хотя средства на это были. В частности, это пять миллиардов гривен, полученных дополнительно в 2005 году от «Нафтогаз Украины» в связи с введением изнурительного налогообложения, а также остатки средств от повторной продажи «Криворожсталь» — всего свыше 12 миллиардов гривен остатков на казначейских счетах. Тем не менее в бюджете на 2006 год не было предусмотрено ни копейки компенсации населению и бюджетным организациям от подорожания энергоносителей.
Предшествующие правительства довели чрезвычайно прибыльную в 2003 — 2004 годах национальную компанию «Нафтогаз Украины» до миллиардных убытков и оставили правительству Януковича полностью разрушенные отношения с нашими стратегическими партнерами — Россией и Туркменистаном. Украина утратила как туркменский рынок для своих товаров, так и туркменский газ для своих потребителей. Из-за этого вопрос поставок газа на 2006 — 2007 гг. до последнего времени висел в воздухе.
Новое правительство вынуждено гасить пожар, зажженный предшественниками. На 2007 год предусмотрено в бюджете стабилизационный фонд размером три миллиарда гривен. Эти деньги — гарантия социальной защиты в случае подорожания газа.
Вместе с тем правительство и Минтопэнерго надеялось на конструктивную дискуссию о приоритетах развития. Однако, как отмечается в заявлении, «нам предлагают базарную ссору». В ответ Бойко обвиняет Тимошенко в сознательном искажении фактов, когда она утверждает, что украинского газа хватит для потребностей социальной сферы. Правда, по мнению министра, выглядит так: в соответствии с балансом газа на 2005 год (то есть во время премьерства Тимошенко) — собственная добыча газа составляла 20,2 миллиарда кубометров, а потребление — 33,2 миллиарда (в т.ч. населением — 17,7 млрд. кубометров, бюджетными учреждениями — 1,1 млрд. кубометров, предприятиями теплокомунэнерго — 14,4 млрд. кубометров). Таким образом, потребление на 14,2 миллиарда превышало добычу. В этом году в стране будет добыто 20,6 миллиарда кубометров при потребностях населения и жилищно- коммунальной сферы в 35,8 миллиарда. И все же министр заверяет, что правительство Януковича не допустит нестабильности в энергетическом секторе и в экономике страны в целом.
Тут приходится вспоминать поговорку о порожняке, который «не гонит» одна из областей нашей страны. Ни Бойко, ни другим членам экономико-промышленного блока нынешнего правительства в наличии деловой хватки, конечно, не откажешь. Но и проблемы у украинской энергетики, безусловно, немалые. Может быть, действительно, не стоит усугублять их политическими межусобицами?