Реальный валовый внутренний продукт (ВВП) Украины в июле 2006 года по сравнению с соответствующим периодом 2005 года вырос на 7,7%, в январе — июле — на 5,5%. По сравнению с июнем, когда реальный ВВП вырос на 9,3%, темпы роста несколько снизились, однако все-равно остались достаточно высокими, что позволило улучшить показатель ВВП по итогам семи месяцев до 5,5%, тогда как по итогам шести месяцев он составлял 5%. Как отмечает Госкомстат, рост ВВП в январе — июле наблюдался за счет увеличения валовой добавленной стоимости в торговле (на 11%), транспорте (9,1%), строительстве (7,1%), в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (6,8%), добывающей промышленности (5,8%).
Статистические данные свидетельствуют: спад в сельском хозяйстве (-1,4%) и двузначные темпы роста в торговле (11%) можно рассматривать как сенсации первого месяца второго полугодия. И все же тенденции в движении ВВП — главного макроиндикатора экономики — свидетельствуют о сохранении положительной динамики развития.
Итак, на старте второго полугодия можно утверждать о том, что экспансия экономики продолжается. При этом ее внутренний вектор становится еще более выразительным. Но и взнос чистого экспорта остается весомым. Приятно, что к числу фаворитов среди отраслей экономики снова присоединилось строительство. Вместе с тем не может не вызывать беспокойства то, что июльская экономическая активность уступила место ценовому возбуждению.
Чтобы противостоять этому, необходимо провести, но не затягивать консультации правительства с товаропроизводителями по вопросам вступления к ВТО. Правительству также очень важно снять мораторий Минфина на обоснованное бюджетное возмещение НДС экспортерам. Очень много могут сделать министерства. Минагрополитики необходимо дебюрократизировать оформление экспорта зерна. Минэкономики вместе с МинАП нужно в кратчайшие сроки восстановить торговлю мясомолочной продукцией с Россией, а также предотвратить введение моратория на поставки труб в эту страну.
Но, пожалуй, главная задача Минагрополитики состоит в том, чтобы восстановить утраченную управляемость отраслью, и особенно — в сфере ценообразования и обеспечить положительный взнос аграрного сектора в создании ВВП (хотя бы до уровня 2005 года). Минтопэнерго следовало бы внести ясность в вопрос газовых цен в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Фонду Госимущества пора уже восстановить темпы приватизации и обеспечить благодаря этому более активное привлечение иностранных инвестиций.
Экономике в целом необходимо приблизиться к бюджетному целевому показателю роста ВВП (7,%). Но это возможно лишь при определенных условиях. Если в короткие сроки будет восстановлено преимущественно рыночное регулирование процессом ценообразования на продукцию сельского хозяйства и, прежде всего, животноводства. Ведь именно падение цен на его продукцию стало причиной того, что при отличном урожае 2005 года ВВП, созданный отраслью, вырос лишь на 0,4% против 19,8% при таком же урожае 2004 года. С октября 2005 года цены на продукцию животноводства неуклонно падают. В этом плане дополнительный аргумент получают сторонники более осторожного повышения жилищно-коммунальных и энергетических тарифов, поскольку замедление их роста будет в какой-то мере способствовать стабилизации мясомолочных цен, так как спрос может сместиться на них, а также другие продовольственные товары. В четвертом квартале возможна нисходящая коррекция роста производства в металлургии. Ее можно было бы уравновесить восходящим движением в области переработки сельскохозяйственного сырья нового урожая. Можно прогнозировать, что будут сохранены достигнутые в июле темпы роста торговли. Они опираются на двухлетний разогрев потребительского спроса.
Не упуская из виду антиинфляционные ориентиры макроэкономической политики, необходимо затормозить тенденцию к замедлению роста номинальных доходов населения. В этих условиях очень хотелось бы услышать громкие голоса тех людей в новых правительственных кругах, кто выступает против девальвации национальной валюты как инфляционного налога на средний класс прежде всего, и на малоимущих. Определенные заявления уже были, но их следовало бы подтвердить на самом высоком уровне, чтобы не получилось так, что правительство говорит одно, а партии, которые поддерживают это правительство, другое, порождая у общества какие-то ожидания снижения курса. Если такие настроения будут подпитываться, это — смерти подобно.
Вмешательство в ситуацию на рынке нефтепродуктов, конечно, своевременное. Но нельзя повторить ошибку предшественников, когда некоторые элементы административных ограничений рассматривались как временные, а потом получили такое развитие, что затмили собой весь рыночный фон регулирования. Здесь очень важно дать обществу четкие сигналы, что это действительно рыночное регулирование, а не фиксированные цены на бензоколонках, что это экономический договор, в котором поставлен на кон авторитет правительства.
Заботясь о росте производства в промышленности и сельском хозяйстве, нужно не забывать, что за каждый дополнительный процент ВВП придется платить повышением инфляции. Но есть много факторов, которые могут ее сдержать. Главный из них — это бюджет. Если правительство хочет иметь 7,5% инфляцию, то, я думаю, нужно подкорректировать прогноз дефицита бюджета с 3% до менее двух.
Уже сегодня нужна большая четкость в ценообразовании на сельскохозяйственную продукцию. Разговор о ценах на зерно — то ли 40% рентабельности, то ли меньше — говорит о том, что при желании все этим можно управлять. Иначе хороший урожай этого года может, как и в прошлом году, не привести к увеличению вклада села в рост ВВП. Тут есть над чем задуматься. По моему мнению, сейчас это не менее чувствительная зона, чем ситуация на рынке нефтепродуктов.
Правительство намерено восстановить свободные экономические зоны. Здесь нужно прояснить ситуацию, сказать людям, что речь идет не о возврате ко всем проблемам, которые сопровождали работу этих зон, а о новой трактовке, о том, что теперь эти зоны будут приносить в бюджет больше, чем недодадут в него.
И следовало бы более осторожно говорить о кризисе, об антикризисных программах. Разве полученные за первое полугодие 5,5% роста ВВП и 3,8% инфляции (это — самые лучшие показатели в СНГ) говорят о кризисе? Плохо иметь бюджетный дефицит в 6 миллиардов гривен, но это все-таки при том, что плановый дефицит должен был составлять 13 миллиардов.
Так что программу для правительства и страны следовало бы именовать программой восстановления роста. И это было бы и правильно, и оптимистично, и настраивало людей на работу.