Вчера в Кремле совещались на предмет ограничения поставок газа для Украины в свете неплатежей за газ. К сожалению, формальные основания для этого найти несложно. «Нафтогаз Украины» не оплатил мартовский газ ($550 миллионов), тогда как общий долг за него вырос до $2,2 миллиарда. В чем будет состоять решение Кремля, пока неизвестно. Эксперты не говорят о полной газовой блокаде, а только о возможном ограничении поставок или введении предоплаты.
Украина, со своей стороны, связывает неплатежи с высокой ценой на газ (около $500 за тысячу кубометров) и намекает, что в таких условиях не сможет гарантировать транзит российского газа в страны Европы. «В случае, если ситуация решена не будет, под угрозу будут поставлены не только поставки газа в Украину, но и транзит газа в Европу, — заявил во вторник в Брюсселе министр энергетики с угольной промышленности Украины Юрий Продан.
Но почему российская газовая угроза должна быть озвучена именно в этот момент? Очень многое указывает на то, что таким образом Москва готовит козыри к международному совещанию по ситуации в Украине, в котором наряду со сторонами конфликта примут участие также США и Евросоюз. Со своей стороны Украина прекратила закачку российского газа в подземные хранилища. «У нас еще есть время осуществить соответствующую закачку», — заявил в среду перед заседанием правительства министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан.
Между тем именно апрель можно назвать временем «жатвы» для газовых хранилищ. Опыт показывает — упустив его, догонять будет н просто. Но в данном случае Продан прав. Притормозив закачку в ПХГ, Украина, с одной стороны, использует хоть и небольшой, но все же рычаг давления на «Газпром» (зимой монополист не сможет обойтись без наших хранилищ и находящихся там запасов), а с другой — может выиграть впоследствии — если удастся вернуть благоприятную для Украины цену ($268,5 за тысячу кубометров).
Прав ли наш министр также и в своей логике неплатежей за март? Их он объясняет тем, что «с нашей стороны были направлены конструктивные предложения «Газпрому» относительно подходов по цене за газ, объемов потребления. Пока мы еще не получили позитивного ответа от «Газпрома». Мы фактически предлагаем вернуться к тем договоренностям, которые были в 2013 году. Поскольку снимать тот коэффициент, по нашему мнению, оснований нет», — сказал он журналистам в среду. Но представим нашего министра на базаре, где он привык покупать картошку и рассчитываться не кэшем, а в долг. На этот раз он пришел за новой порцией, которая в связи с девальвацией гривны сильно подорожала, и говорит, что не будет платить за съеденный продукт, пока продавец не оставит старую цену на новую покупку. Да, элементы шантажа со стороны покупателя на рынке, как говорится, могут иметь место. Но что делает продавец? Он просто предлагает забыть впредь к нему дорогу и поискать подходящую цену в другом месте...
Впрочем, Продан, а вернее правительство Украины, как представляется, имеет и неоспоримые аргументы для того, чтобы добиваться, как минимум, прежней низкой цены. Потери, которые понесла Украина в связи с аннексией Крыма, даже и сравнивать нельзя с декабрьской газовой «щедростью» России. Не признавая аннексии, Украина, пользуясь явной поддержкой международного сообщества, имеет право на предстоящих переговорах потребовать компенсаций в сфере энергетики... А на чем еще ей следует сосредоточиться в газовой сфере, чтобы сберечь и экономику, и государственность, спросил «День» у экспертов.
КОММЕНТАРИИ
Сергей ДЯЧЕНКО, глава бюро комплексного анализа и прогнозов Независимого аналитического центра «Борисфен»:
— Какие-то игры с отключениями от газовой трубы и нужно было ожидать именно сейчас, перед президентскими выборами, но, думаю, их результативность будет невелика. Почувствуют разве что химики и металлурги, для которых газ — это сырье. А в коммунальной сфере это пройдет почти незаметно. В частности, к отсутствию горячей воды летом наши люди уже привыкли. Основные проблемы начнутся ближе к зиме. К этому нужно готовиться — определить какой-то минимум газа, который нужен стране. И задействовать все наши преимущества в ходе начинающегося переговорного процесса. Например, в случае холодной зимы и в Европе, и в России условно это минус 15 градусов, Россия, и это неоднократно проверено, не может справиться с поставками газа в Европу без наших подземных хранилищ. Это может нам помочь. Но, судя по тому, как ведет себя сейчас Путин, Россия на эти вещи по политическим причинам может не обращать особого внимания.
Валентин ЗЕМЛЯНСКИЙ, независимый энергетический эксперт:
—В любом случае Украине необходимо начинать переговорный процесс хотя бы для урегулирования, вначале, политического конфликта, создать начальные условия для его деэскалации. И нужно все-таки уяснить, что газовые расчеты за март ведутся по договоренностям о скидках, а не по какой-то новой цене. Платить нужно, не ставя условий. Другое дело — текущая ситуация. Если мы не можем платить цене, заложенной исходя из формулы, имеющейся в контрактах от 2009 года (кстати, нынешний министр к ним тоже имеет какое-то отношение), то это следует откровенно признать и сказать, что мы все же видим какой-то выход из этой ситуации, занять какую-то активную позицию. Мы, к слову, ничем на официальном уровне не подтвердили несогласие с денонсацией Россией харьковских договоренностей. Нужно формализовать позицию, тем более, что, по словам юристов-международников, процедура денонсации была сильно нарушена. Должна быть хотя бы нота МИДа по этому поводу. Но настоящим выходом из нынешней ситуации, лично я вижу возвращение к вопросу трехстороннего консорциума. Комплексный договор мог бы рассматривать не только создание консорциума, но и решение почти всех спорных вопросов между Украиной и РФ. Тут и цена, и объемы покупки и транзита газа. Этот формат сейчас допустим. Он позволит выйти из переговорного тупика, и из долгового кризиса.
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
Президент России Владимир Путин на совещании в среду сделал заявление, которое можно назвать очередным принуждением к миру. «Учитывая сложную ситуацию, в которой находится Украина, и незавершенность нашего переговорного процесса с Евросоюзом, я просил бы правительство воздержаться пока от применения возможностей, вытекающих из контракта, вплоть до проведения дополнительных консультаций, если, конечно, наши партнеры на эти консультации согласны. Если не согласны, тогда будем действовать в соответствии с контрактом», — сказал Путин. Но перед этим он спросил у председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, какие санкции можно применять к Украине в случае возникновения задолженности по платежам. Комментируя ответ премьера, он снова спросил: «Практически, что это будет означать? Что «Газпром» будет поставлять газ только в тех объемах, которые будут проплачены украинской стороной за месяц вперед?» «Да», — подтвердил глава правительства. «Сколько они заплатят, столько и получат», — уточнил Путин.