Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О налогах и Истории

Станет ли Арсений Петрович идейным потомком Петра I?
29 января, 2016 - 15:00
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Правительство Украины и Верховная Рада активно развивают налоговую систему, чтобы с помощью облегчения карманов граждан наполнить государственную казну. Что ж, не они первые — и не они последние, в истории было множество примеров, когда ростом количества и объема налогов власти пытались перекрыть свои неотложные (и далеко не всегда рациональные) расходы и заткнуть бюджетные дыры. Однако, кажется, при введении новых налогов их инициаторам не хватает креативности. Так почему бы не перенять опыт других государств и некоторых исторических деятелей в этом деле — и не в последнюю очередь для того, чтобы стимулировать собственную фантазию? А опыт этот немаленький.

РИМ: «...ДЕНЬГИ НЕ ПАХНУТ»

Когда римский император Веспасиан обложил налогом посещение до того свободно доступных общественных уборных, его сын спросил: «Папа! Разве это подобает власти великого Рима — пополнять государственную казну за счет уборных?». Веспасиан ответил историчной фразой: «Запомни, сын, деньги не пахнут». Что ж, казна пополнилась — но в темных закоулках римских улиц и переулков появились не слишком приятные «ароматы».

АНГЛИЯ: «НАЛОГ НА ШЛЯПЫ»

Другая интересная история: в 1760 году к власти в Великобритании пришел король Джордж ІІІ. Он сразу начал бороться с парламентом и в конце концов одержал над ним верх, начав самостоятельно формировать правительства и диктовать законы, в том числе и в плане налогообложения. Ответ не заставил себя ждать: в 1776 году заокеанские колонии Британии провозгласили независимость; среди главных обвинений в адрес короля в Декларации независимости США было и установление им все новых и новых налогов без согласования с народом, чтобы «высасывать из него последние соки». Король, впрочем, отыгрался на британцах: с 1784 по 1811 годы в Великобритании существовал налог на шляпы, приносивший неплохую прибыль государству. Ведь не только джентльмены, но и многие простолюдины там повседневно носили шляпы. На последних ставились специальные знаки, свидетельствовавшие об уплате налога. С портных, не плативших налог, взимали значительные штрафы, а тех, кто подделывал налоговые знаки, просто казнили. Ну, а в 1811 году Джордж ІІІ, периодически впадавший в безумное состояние, из которого потом возвращался в полупомешанное, окончательно утратил разум, был отстранен от власти, и налог на шляпы немедленно упразднили.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: «НАЛОГ НА ОКНА»

Однако был в Великобритании еще один интересный налог, действовавший два с лишним века — с XVII до середины ХIХ. Это был налог на окна. Он вызвал тотальный отказ от окон у бедных людей — они просто закладывали оконные отверстия кирпичом или камнем — и изменение архитектурного стиля, если речь шла о зданиях богатых людей: на них для красоты появились фальшивые нарисованные окна. И опять же этот «гениальный» налог стимулировал массовую эмиграцию (причем не только бедноты) за океан.

ВЮРТЕМБЕРГ: «НАЛОГ С ВОРОБЬЕВ»

Еще одна классическая налоговая история. В Вюртемберге (одно из немецких государств XVIII века) брали «налог с воробьев». Экологически несознательные власти этого государства считали, что воробьи только и делают, что съедают честно выращенный бауэрами урожай. Поэтому хозяин каждого дома был должен либо уничтожить дюжину воробьев (при этом ему государство платило за труды шесть крейцеров), либо заплатить в казну вдвое больше — дюжину крейцеров. Понятное дело, налог этот обусловил появление «черного рынка» мертвых воробьев — а вовсе не превратил Вюртемберг в центр мирового земледелия.

АРМЕНИЯ: «НАЛОГ НА ПЫЛЬ»

Интересные налоги попадаются и в наши времена. В Армении в конце ХХ века был введен налог на пыль: население должно было оплачивать расходы по удалению пыли в своих дворах из расчета два драма за один квадратный метр (сегодня это копейки, а тогда это еще были деньги). Следующий экзотичный налог — налог на тень, падающую от больших зонтиков и навесов кафе и магазинов на муниципальную землю; берут этот налог в Венеции, где земли, как известно, не хватает. В Австрии же введен «гипсовый налог» — его берут с горнолыжников и передают больницам, где залечивают травмы. И, наконец, в Гвинейской Республике власть придумала «налог на мир» — при его введении каждый год без войны оценили в 700 франков.

НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ: «НАЛОГ НА МЕТАН, КОТОРЫЙ ВЫПУСКАЮТ КОРОВЫ»

Один знаковый сельскохозяйственный налог, впрочем, не удалось реализовать: им должен был стать налог на метан, который выпускают в атмосферу... коровы. Его хотели ввести в Новой Зеландии в 2003 году, чтобы реализовать таким образом идеи Киотского протокола; однако в результате массовых протестов правительство отказалось от такой новации.

Из давней и недавней истории известно множество незаурядных налогов и сборов — на импорт вина, на ввоз чая, на содержание собак и котов и тому подобное. Скажем, в Мексике художники обязаны платить за право заниматься художественным творчеством, но имеют право делать это в натуральной форме. Стоимость скульптур или картин оценивается специальным экспертным жюри. И если участие во Всемирной торговой организации существенно ограничило возможности для властей любой страны вводить новые и новые экзотичные налоги на государственном уровне, то на уровне местном таких возможностей значительно больше. Даже для сбора налогов с чаевых, существовавших, как утверждают СМИ, в некоторых штатах США.

ОТТОМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ: «НАЛОГ С ЗУБОВ»

Что уж тут говорить о налоге с зубов (существовал некоторое время в Оттоманской империи) и ушей (Тибет первых десятилетий ХХ столетия). И о налогах на дымоходы, которые существовали практически во всей средневековой Европе, а в некоторых государствах — например Австро-Венгрии — дожили до новейших времен. Вспомните слова Ивана Франко о «курных хатах мужицких» — не было у крестьян средств, чтобы платить этот налог. Не буду детально анализировать все последствия существования этого налога, скажу лишь, что, на взгляд многих историков, он затормозил развитие европейских стран на пару веков. Там же, где его сняли, там быстро развивалась добыча угля, которым начали отапливать дымоходы, строились многоэтажные дома, росла продолжительность жизни населения.

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ: «НАЛОГ НА...»

Местные сборы, особенно в Российской империи, тоже были интересными. В начале ХХ века в Алтайском крае существовал налог на полоскание белья в проруби — взималось за это 20 копеек за зиму, деньги по тем временам вполне реальные (батон ржаного хлеба стоил 4 копейки). Там же брали по 2 копейки за каждый поход за водой с коромыслом. А в родном городе Владимира Ульянова-Ленина — Симбирске в 1910 году ввели муниципальный сбор за право ездить на велосипеде...

Но что может сравниться в плане творческого наследования для современных гениев налогового дела с наследием одного из величайших мытарей всех времен и народов — российского императора Петра І!

У Петра Алексеевича, как и у современных наших правительственных чиновников, постоянно не хватало средств в бюджете (они исчезали невесть куда). Поэтому все время пребывания Петра І на престоле — это время поиска все новых и новых финансовых источников, поиска изобретательного и неугомонного.

...БОРОДУ

Налог на бороду занимает достойное место среди самых знаменитых петровских налогов. Он был введен в 1689 году и его начисляли в соответствии с общественным положением бородача: купец первой гильдии платил 100 рублей в год, дворянин, приказной служащий и рядовой торговец — 60 рублей, рядовой горожанин — 30 рублей и т.д.. Крестьянин у себя дома не платил за бороду, но при въезде в город и при выезде из него каждый раз платил копейку. Это были тогда не такие малые деньги: в студенческие годы Михаил Ломоносов, будущий светоч российской науки, жил — хоть и далеко не роскошно — на три копейки в день. А в 1715 году на раскольников-бородачей (которые не брились, исходя из своих религиозных убеждений) был установлен специальный налог в 50 рублей, а в придачу всех их обязали носить специальную одежду — кто ее не надевал, платил штраф, а у кого не было чем платить, того отправляли на каторгу. Как и тех представителей других категорий населения, которые вовремя не уплатили или уплатили не полностью «бородатый» налог.

...БАНИ

Еще одно известное изобретение Петра І — налог на бани. По указу 1704 года думские люди и первостатейные купцы должны были платить с домашних бань по три рубля, простые дворяне, купцы и всевозможные разночинцы — по 1 рублю, крестьяне — по 15 копеек ежегодно. С того же 1704 года на подданных царя свалились и другие сборы и налоги: на хомуты, шапки, шляпы и сапоги, на дуги извозчиков, на говяжью шкуру, на ульи, мельницы, постоялые дворы, съемные углы, винные погреба, на печи, дрова, орехи, арбузы и огурцы, на пшеницу и свечи, на усы (это — отдельно от бород), на питьевую воду и покупку кроватей, на пивоварение, на свадьбу, похороны и рождение. Каждый десятый поросенок должен был быть передан в государственную казну. Был введен гербовый сбор — на юридические акты, просьбы, жалобы и коммерческие документы, фиксировавшиеся на специальной бумаге, продававшейся государством по высоким ценам. А в придачу царь ввел государственную монополию на торговлю солью, соленой рыбой, табаком, мелом, дегтем и... дубовыми гробами. Понятно, что в стоимость этих товаров входили достаточно большие скрытые налоги.

...ГЛАЗА

А в далеком Башкортостане царские сборщики налогов брали деньги еще и... за глаза. Плата за черные глаза составляла 6 копеек, за серые глаза приходилось отдавать уже 21 копейку, за зеленые и голубые — по 30 и 33 копейки соответственно.

ПОСЛЕДСТВИЯ

Так разве не с кого брать пример правительству Украины? Есть! Вот только каковы будут последствия непрекращающегося роста налоговой нагрузки на бизнес и на физических лиц? При Петре І общая масса налогов в Московском царстве, которое в 1721 году превратилось в Российскую империю, возросла в 6,5 раза — и казна все равно оставалась пустой, а народ бежал куда глаза глядят за пределы государства или банально вымирал от голода. В результате количество жителей государства — то есть налогоплательщиков — сократилось приблизительно на 1/5. А в то же время в тех странах, где население не обдирали как липку, народ богател, а вслед за тем и вместе с тем наполнялась казна — и все были счастливы.

Но вот проблема: народ будет богатеть завтра, казна наполнится послезавтра, а Арсению Петровичу, как и Петру І, деньги нужны уже сегодня. Так не будем ли и мы отдавать каждого десятого (а, возможно, и седьмого или шестого) поросенка в бездонную государственную казну?

Сергей ГРАБОВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ