«Верхи не могут, низы не хотят», — так писал ровно сто лет тому назад о предреволюционной России Владимир Ленин. Увы, что-то подобное все больше наблюдается и в сегодняшней Украине. Еще в третьем квартале прошлого года этим самым верхам стало понятно, что экономика неумолимо падает. Все согласились: нужно что-то делать. И уже в феврале 2013 года была утверждена «Государственная программа активизации развития экономики на 2013—2014 годы».
Несмотря на массированную и разностороннюю критику этого документа, очень многие в Украине возлагали на него определенные надежды. И для этого были основания. На уровне слоганов и лозунгов программа активизации вполне соответствовала единственному возможному в условиях мирового экономического кризиса подходу: созданию и укреплению внутреннего рынка, всяческому сокращению импорта, его замещению продукцией отечественных предприятий, росту экспорта и повышению энергоэффективности. Для того чтобы реализовать эти тезисы из школьной экономики, было достаточно, с одной стороны, постепенно наращивать покупательную способность населения, а с другой — несколько ослабить налоговое давление на бизнес. А еще нельзя было ограничиваться лишь общими рассуждениями. Такая программа должна быть конкретной и давать ответы как на макроэкономические проблемы, с которыми страна столкнулась из-за мирового кризиса, так и на вопросы производства и его финансирования. Но так глубоко наш чиновник копать не привык.
В начале апреля нынешнего года Украинский союз промышленников и предпринимателей провел обсуждение названной программы в своих организациях, проанализировал полученные замечания и предложения и направил их Президенту страны и правительству. Уже к концу месяца заместитель главы Минэкономразвития и торговли Анатолий Максюта информировал, что соответствующие предложения совместно с другими ведомствами были отработаны. Чиновник прислал двадцатистраничный документ, в котором учтены не более пяти процентов предложений бизнеса, тогда как остальные были оставлены без внимания.
Украина, похоже, в скором времени начнет руководствоваться главным образом Меморандумом об экономической и финансовой политике с Международным валютным фондом. Как стало известно, условием возобновления сотрудничества МВФ называет снижение дефицита госбюджета страны (без учета дефицита НАК «Нафтогаз Украины») до двух процентов ВВП в этом году и до 1,9% в 2014-м. В проекте Меморандума об экономической и финансовой политике между Украиной и МВФ речь идет также об обязательствах нашей страны придерживаться «консервативного портфеля расходов», установленного в рамках бюджета на 2013 год.
Украинскому правительству придется существенно подкорректировать свою социальную политику. Так, ему, с одной стороны, рекомендуется воздержаться от повышения поистине смешной зарплаты для первого базового разряда — 852 гривны, что немногим больше $100, проводить «политику нулевого роста реальной заработной платы в государственном секторе» и «удерживать темпы повышения минимальной заработной платы в соответствии с показателем среднегодового роста, который составляет пять процетнов, как предусмотрено в бюджете на 2013 год». С другой стороны, Украине запрещено ослаблять налоговый пресс для бизнеса. Меморандум предусматривает отмену в госбюджете-2014 запланированного снижения ставки НДС с 20 до 17 процентов.
Но в УСПП настаивают, что Украине нельзя отказываться от программы активизации экономики. Постановление правления этой организации, принятое 17 мая, в частности, отмечает, что правительством не учтены такие важные предложения УСПП, как создание отраслевых инвестиционных фондов развития в рамках государственно-частного партнерства, куда могли бы быть направлены 50% ввозной пошлины от импорта продукции соответствующих отраслей. В нем также подчеркивается, что большинство положений Закона «О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Украине» не реализуются на практике. Развитию бизнеса в Украине по-прежнему мешают высокие кредитные ставки и высокий уровень налоговой нагрузки на экономику, отсутствие защиты частной собственности, иностранных и отечественных инвестиций. При этом в постановлении также указывается, что в последнее время в стране наблюдается слияние бизнеса и политики, в результате чего возникает «зависимость политики от определенных бизнесовых кругов», «формирование неравных условий для отстаивания интересов (лоббирования) в экономической сфере».
«У нас сегодня нет времени и запаса прочности для очередных деклараций, — сказал Кинах, — отвечая на вопросы журналистов. — Государственная программа экономического развития должна стать программой прямого действия. Мы должны понимать, что экономика имеет свою инерцию. Мы уже, по сути, заканчиваем первое полугодие, и нельзя терять время, игнорировать то, что позволяет стимулировать, повышать деловой климат и наше экономическое развитие. Предложенные нами меры, в частности — защита собственников и инвесторов на основе принципов верховенства права, облегчение доступа к кредитным ресурсам, создание необходимых условий для малого и среднего бизнеса, реализация потенциала импортозамещения — позволили бы к концу 2013 года выйти с показателем ВВП 1—1,5%. Если же эти меры не будут реализовываться, то нам не остается ничего иного, как подтвердить прогноз МВФ и других международных финансовых организаций, что этот год мы завершим с ВВП от 0 до -0,5%. Это — недопустимо. Так что нам необходимо срочно пересмотреть госбюджет 2013 года. Мы не разделяем позиции Минэкономразвития и торговли, согласно которой еще рано пересматривать показатели бюджета».
КОММЕНТАРИЙ
Ярослав ЖАЛИЛО, первый заместитель директора Национального института стратегических исследований:
— Мы ощущаем последствия экономической стагнации, и прогнозы довольно пессимистичны. Даже положительные показатели экономики воспринимаются нами преимущественно как предвестники стагнации, а не как признаки здоровой экономики. И все же в Украине сегодня имеется ряд возможностей, которые можно рассматривать как потенциал роста. Задача в том, чтобы разблокировать этот потенциал, разблокировать политику, являющуюся благоприятной для роста экономики. Нужно, образно говоря, научить ее расти. Именно об этом и идет речь в преамбуле правительственной программы активизации. Поясню: нужно внедрять новые подходы к модернизации экономики. К сожалению, на практике эта задача программой пока что не выполняется.