Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О пользе здорового ритма

Влияние внешней торговли на валютно-курсовую политику
1 ноября, 2004 - 21:06

К сожалению, экономическая аналитика просто не способна успевать за политической, которая, обычно, может выдавать свои заключения сразу же после событий. Экономическая статистика, а из-за нее и аналитика довольно неповоротливая. Но это позволяет ей не спешить и делать, по большей части, более выверенные выводы и рекомендации... Учитывая это, следует рассматривать и итоги текущей внешнеторговой деятельности за последние месяцы, которые, без какого-либо преувеличения, оказывают, наряду с темпами роста внутреннего валового продукта, самое большее влияние на курсовую динамику национальной валюты, а следовательно — в значительной степени также и на ценовую ситуацию в стране.

Начнем с хороших новостей: в сентябре продолжалось наращивание положительного сальдо счета текущих операций платежного баланса и, в первую очередь, внешнеторговой деятельности. По сравнению с предыдущими месяцами оно возросло еще почти на полмиллиарда долларов. Хотя это свидетельствует о несколько более скромной динамике, чем за январь—август, но отвечает сезонным закономерностям. Сохранилась тенденция роста положительного сальдо торгового и товарного баланса. Здесь также несколько замедленная динамика роста, но и она объясняется сезонным оживлением импорта. (К тому же правительство, исходя из ценовой ситуации на рынке, сделало более жесткими условия вывоза мяса и существенно либерализировало его импорт).

В целом же можно отметить, что продолжалось некоторое замедление кумулятивного роста экспорта, но положительная сентябрьская динамика, как и в прошлом году, была ощутимой. Повышающая коррекция экспорта содействовала тому, что этот месяц вышел на второе место после апреля. Достаточно сказать, что экспорт зерновых был самым большим с начала года — на уровне высокоурожайного 2002 года. Ускорился и был почти на уровне апреля и только на $113 млн. меньше самого высокого майского показателя этого года прирост экспорта металлургии, который на это время в прошлом году несколько замедлился. Впрочем, несколько снизилась динамика роста экспорта машиностроения (в прошлом году она имела тенденцию к ускорению).

В целом же аритмия импорта, характерная для этого года, сохранилась. После августовского значительного сокращения его абсолютных объемов, в сентябре возобновился июльский уровень. Такие же колебания наблюдались и в прошлом году. Что-то похоже происходило и с инвестициями. Сейчас не является невозможным предположение относительно начала сезонного увеличения инвестиций в основной капитал после замедления во втором квартале и в летние месяцы третьего. Ведь в сентябре прирост импорта машин и оборудования был почти в пять раз быстрее, чем на этот период прошлого года.

Однако уровень асинхронности роста внешней торговли (соотношение экспорта и импорта) сохранился. Разрыв в темпах в пользу экспорта был почти таким же, как и в первом полугодии. Это улучшает текущий счет и создает макрофундамент для удержания значительного притока валюты в четвертом квартале. Вероятность достижения прогнозированного ($6,4 млрд.) годового показателя профицита текущего счета значительно возрастает.

Впрочем, в месяцы, оставшиеся до конца года, на текущий счет, платежный баланс в целом и на тактику осуществления валютно-курсовой политики будут влиять также такие прогнозные контртенденции. Хотя ожидаемое ускорение аграрного экспорта увеличит приток валюты, но вероятный дальнейший рост цен на нефть будет действовать в противоположном направлении. После этого будет расти спрос на валюту со стороны импортеров. Поэтому, по моему мнению, не возникает неотложной потребности в изменении тактики управления обменным курсом гривни. Ведь учитывая необходимость ощутимой стерилизации сверхнормативного денежного предложения довольно рискованно ослаблять курс и тем самым подкармливать инфляционные ожидания, которые идут «ноздря в ноздрю» с девальвационными.

Риски этого периода определяются тем, что приток капитала через прямые иностранные инвестиции и участие в приватизации будет объединяться с его возможным, хотя и незначительным оттоком. В то же время некоторое охлаждение роста ВВП и экспансия потребительского спроса в последние два месяца года, а также поддержка высоких темпов инвестирования может несколько уменьшать профицит платежного баланса. При этом опережающие темпы роста сбережений населения, по сравнению с динамикой инвестиционного спроса, будут приближать перспективу его дальнейшего увеличения.

В этих условиях правительство и Нацбанк (независимо от того, кто победит на президентских выборах) будут желать фискальной консолидации, улучшения графика внешнего заимствования, будут поддерживать аграрный и металлургический экспорт (с целью дополнительного пополнения резервов), будут реализовывать намерения увеличения экспорта электроэнергии, будут ускорять заключение соглашений с МВФ относительно программы опережающий stand-by и со Всемирным банком относительно структурных проектов. Можно надеяться, что эти и другие меры помогут удержать здоровый ритм внешней торговли, и, соответственно, уменьшат достоверные риски для курсовой политики.

Валерий ЛИТВИЦКИЙ, советник главы Нацбанка Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ