Благодаря новой программе «Активизация развития промышленности» в Украине наметилась тенденция к замене небольших маршруток автобусами средней и большой вместимости. По мнению властей, это должно помочь разгрузить дороги, обеспечить пассажирам больший комфорт. К примеру, в Киеве планируют оставить только крупногабаритный транспорт вместимостью 100 человек. Оптимизация транспортной системы, по данным Киевской городской администрации, позволит убрать порядка 30% маршруток.
В прошлом году севастопольские власти заставили перевозчиков выпустить на определенные маршруты вместо автобусов малой вместимости машины, рассчитанные на 45 человек, что позволило частично решить проблему с большим пассажиропотоком в час пик, когда меньшие транспортные средства не могли уместить всех желающих. Постепенно заменять маловместительные маршрутки на автобусы обещают и винницкие перевозчики, которые уже выводят на маршруты экспресс-автобусы Ikarus E91.
Впрочем, помимо декларируемой заботы о пассажирах, просматривается стремление власти решить и другие вопросы. В частности, местным властям городов, которые принимали Евро-2012, просто необходимо увеличить число пассажиров коммунального транспорта, ведь к проведению чемпионата их обязали закупить 1,5 тысячи новых автобусов. Кроме того, правительство в очередной раз пытается загрузить мощности отечественных производителей автобусов (корпорация «Богдан», «Львовский автобусный завод» и др.). Как сообщил в марте министр инфраструктуры Владимир Козак, его ведомство готовит технико-экономические обоснования государственной помощи перевозчикам в обновлении подвижного состава. «Нами дано предложение, которое предусматривает предоставление перевозчикам возможности оформить кредиты под государственные гарантии, платить не больше 5%. Всю разницу выше государство возьмет на себя», — сказал он. Министерство выступает за компенсацию процентов по закупке автобусов средней и большой емкости украинского производства, что предусмотрено программой «Активизация развития промышленности».
Перевозчики не возражают против покупки отечественных автобусов, но при этом выставляют ряд требований: они должны быть качественными, безопасными и недорогими. «Когда производители поймут, что нужно не просто лоббировать производство своих автобусов и реализацию через какие-то возможности государства, а нужно еще конкурировать и ценой, и качеством, тогда они сами поддержат наше предложение по производству для Украины специфического для нее унифицированного автобуса, который будет и дешевый, и качественный, и из нужных комплектующих», — говорит президент Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков Игорь Шкиря.
Цены на новые автобусы украинского производства в ВААП считают сильно завышенными. «Украинское машиностроение отстало в производстве. И двигатели мы не выпускаем, и шасси мы не выпускаем. Если мы говорим о ЛАЗе — то это не автобусный завод, а завод по сборке автобусов, который делает кузов и приобретает комплектующие в основном из азиатских стран. Автобус, собранный из этих комплектующих из украинского металла украинскими рабочими и украинскими налогами, должен быть как минимум не дороже аналогичного автобуса, ввезенного из той же азиатской страны», — поясняет Шкиря. В пресс-службе ЛАЗа уточняют, что выбор комплектующих зависит и от пожеланий, и финансовых возможностей самого клиента: тот же двигатель может быть либо китайского, либо немецкого производства.
Отметим, что с более качественной европейской техникой тоже возникают осложнения. Так, по сообщениям СМИ, большие комфортабельные автобусы европейского класса оказались не приспособленными к нашим зимам — застревали в снегу, ломались, при этом найти запчасти к ним порой бывает чрезвычайно сложно даже за границей. И львовские перевозчики часто выпускали вместо больших автобусов меньшие «Богданы» и «Эталоны».
Но главное, что сами чиновники понимают, что даже предложенная компенсация не сможет привлечь частных перевозчиков, если у них недостаточно средств. А кризис в экономике, непогашенные кредиты, которые они взяли ранее, неполная и несвоевременная выплата компенсаций перевозок льготной категории пассажиров и другие факторы негативно влияют на ситуацию.