В украинской банковской среде не так много специалистов, которые работают эффективно и всегда достигают поставленных целей. Один из них — первый заместитель председателя правления «Проминвестбанка» Вячеслав Юткин. Впрочем, Вячеслав Михайлович — не просто опытный финансист. Мы его знаем еще и как авторитетного эксперта и человека, который много лет подряд поддерживает разные социальные проекты «Дня», начиная с Библиотеки и заканчивая ежегодным фотоконкурсом. В субботу 11 октября он отмечает свой день рождения. Коллектив газеты «День» присоединяется ко всем поздравлениям и желает имениннику крепкого здоровья и профессиональных достижений.
— Сегодня в столице состоялась акция протеста, так называемый валютный бунт, где люди жаловались, что не могут вернуть валютные кредиты. Какая ситуация в «Проминвестбанке»?
— Этой проблемы в нашем банке не существует, потому что еще раньше мы увидели этот подводный камень. Поэтому продали весь портфель кредитов физических лиц и отошли от практики выдачи населению долларовых кредитов. Все ссуды, выданные за последние 1,5 года, — гривневые. То есть, мы почувствовали возможную проблему раньше и избавились от нее. Для юридических лиц валютные кредиты остались.
— Какие шансы успокоить валютный бунт в стране?
— Для физических лиц, которые взяли валютные кредиты (особенно на приобретение машин), эта проблема будет существовать еще в ближайший год. И без помощи банков людям ее не решить. Много заемщиков еще не преодолели последствия девальвации, которая была в конце 2008, — в начале 2009 года, а уже вторая волна накрыла их полностью. Поэтому единственно правильное решение, которое будет приниматься банками, — индивидуальный подход к заемщику, особые условия реструктуризации (на длительное время), или же конвертация валютного кредита в гривню. Обязательно это будут делать банки, специализировавшиеся на розничном кредитовании. Иначе проблема возвращения валютных кредитов у них никак не разрешится. Лучше пойти на компромисс, чем потерять все.
— Какие прогнозы относительно стабильности гривни?
— Гривню удалось стабилизировать на отметке 13 за 1 доллар административными, а не рыночными мерами. Курс больше 13 гривен расшатан искусственно и спровоцирован резким спросом на валюту. А реальная стоимость национальной валюты сегодня — 12,6-13 гривен за 1 доллар. Конечно, существует риск последующего роста курса, если не удастся преодолеть «черный» рынок и стабилизировать падение ВВП. Все будет зависеть от возможности урегулировать ситуацию на Донбассе. И развитие событий на Востоке во многом будет определять валютный курс. Не секрет, что потеря Луганска и Донбасса — это минус 20% ВВП страны. Если же, не дай Бог, реализуется худший сценарий, когда эти две области превратятся во второе Приднестровье и Украина их де-факто потеряет (а такая опасность есть), то будет очень сложно удерживать курс в этих пределах. Поэтому если отпустим курс полностью в рыночное плавание, то увидим значительные колебания.
— Есть ли у банка трудности с покупкой валюты в НБУ? И проблемы с продажей населению?
— На сегодняшний день «Проминвестбанк» — один из банков, которые больше всего продают валюту. Валюта продается по установленному НБУ регламентом — в рамках 3 тысяч гривен. Очереди есть, но все заявки клиентов удовлетворяются. В то же время НБУ принял меры, которые облегчили жизнь банкам. Поскольку валютная позиция сократилась и с ней банки не могли продавать, то сейчас существует возможность пополнения валютой на еженедельном аукционе НБУ. То есть Нацбанк достаточно оперативно и умело решил проблему дефицита валюты в банках. Мы спокойно подкрепляемся в НБУ валютой, исходя из ежедневных объемов продажи через кассу. Сегодня банки не имеют права говорить, что нет валюты в кассах, потому что ее никто не сдал. НБУ решил эту проблему, и она не является раздражителем для рынка и населения. И кто так говорит, тот обманывает клиента.
— Вы как банкир довольны работой НБУ?
— В целом — да. Невероятно сложный период для НБУ, аналогов которого не было во всем украинском прошлом. Нацбанк делает максимум возможного из того, что может. И люди, которые понимают банковский сектор, сегодня вряд ли бросят камень в его сторону, обвинив в некомпетентности или в нереагировании на запросы коммерческих банков. Впервые за 15 лет в банковской системе я вижу, что организован абсолютно открытый и прозрачный диалог регулятора с коммерческими банками. Есть обратная связь, когда каждое обращение банковской ассоциации рассматривается буквально на следующей неделе и по нему выносятся конкретные решения на уровне членов правления НБУ. Такого не было в истории системы! НБУ всегда был закрыт. Попасть туда — это было целое событие, к которому готовились месяц или два. Ныне можно позвонить любому члену правления, отправить письмо, выйти с предложениями по новациям, которые улучшают работу системы, и получить ответ через сутки или двое. Это позволяет разрешать проблемы, которые возникают еженедельно. Это действительно уникальная ситуация.
— НБУ закрывает ряд банков. Есть ли претензии к «Проминвестбанку», потому что многие говорят о придирчивом внимании к российским банкам?
— Придирчивое внимание есть. И мы с пониманием относимся к этому, потому что звучали разные упреки, но они оказались необоснованными и вымышленными. НБУ убеждается, что работа введется согласно законам и подзаконным актам, которые регулируют работу банков. И в какой-то мере — это еще и помощь НБУ, потому что он глубже и конкретнее знает все проблемы системы и помогает их решать. Но на работе банка это никак не отражается.