В Луцке, в рамках Европейской недели постоянной энергетики, Ассоциация «Энергоэффективные города Украины» провела свою X Международную конференцию «Соглашение мэров»: новые горизонты и возможности». Под эгидой Европейской инициативы «Соглашение мэров» Ассоциация объединила украинские города, которые являются лидерами в сфере энергоэффективности и энергосбережения. На протяжении нескольких дней обсуждался опыт городов-членов Соглашения по внедрению политики устойчивого энергетического развития, передовых примеров городского ведения хозяйства, реализации проектов и привлечения в них средств. Участниками этого действа стали представители органов центральной исполнительной власти, дипломатических миссий, донорских структур и международных организаций, общественных организаций, украинских городов-подписантов «Соглашения мэров» и членов Ассоциации «Энергоэффективные города Украины», практикующие эксперты и консультанты. Организаторами мероприятия выступили: Ассоциация «Энергоэффективные города Украины», Луцкий городской совет и Волынская областная государственная администрация в сотрудничестве с Представительством ЕС в Украине, международными и украинскими партнерами. Об этом и другом — разговор с городским головой Луцка Николаем РОМАНЮКОМ.
— Николай Ярославович, «юбилейная» конференция, пока что с одним нулем, свидетельствует о том, что обсуждаемые проблемы крайне актуальны.
— Об актуальности приведу такой факт: на высоком политическом уровне проблема энергоэффективности была поднята сравнительно недавно: впервые на саммите G8 в Генуе (Италия, 2001 г.). Саммит признал важность проблемы для постоянного развития, и сегодня мир по этому поводу уже имеет весомые результаты. Постоянное развитие любого общества невозможно без сбалансированной энергетики. Мировая энергетика ежегодно получает инвестиции более 1 трлн дол. в год. Однако значительная часть этих инвестиций тратится на энергетические ошибки прошлого. Много таких «грехов» и в Украине. Переход к сбалансированной энергетике станет самым большим экономическим достижением XXI века. Она включает в себя три взаимодополняющие цели: свободный доступ к современным энергетическим услугам, удвоение части возобновляемых видов энергии в мировом энергетическом балансе и удвоение глобальных темпов повышения энергетической эффективности.
— На конференции как из уст европейских чиновников, так и мэров украинских городов звучали «легкие» нарекания по поводу воплощения программ по энергосбережению в Украине. Как вы расцениваете такую критику?
— Критика справедлива. Нам нужно отыскать средства и работать над проблемами, которые тормозят эффективность работы энергосистем. Ключ к решению вопроса: воплощение энергосберегающих мер — экономия бюджетных средств — поиск новых энергосберегающих мер. При этом отмечу: одной из многих причин, мягко говоря, «нерешительности» в энергосбережении бюджетной и коммунальной сфер является отсутствие полного объема информации о фактическом положении дел в использовании энергоресурсов. Речь идет о мониторинге, под которым подразумевается систематический сбор и обработка информации, крайне необходимых для принятия решений, информирование общественности или прямо, как обратная связь, в целях осуществления проектов. Важность проведения мониторинга растет еще и потому, что в Украине так и не прижилось системное и массовое проведение энергоаудита объектов бюджетной и коммунальной сфер. По этому поводу лучше всего сказала на одном из пленарных заседаний руководитель проекта GIZ «Энергоэффективность в громадах» Кристиана Хагенедер: «Лишь тогда, когда вы сможете измерять и считать, вы сможете руководить этими процессами».
— Руководитель киевского офиса Ассоциации «Энергоэффективные города Украины» Святослав Павлюк отметил, что до сих пор правительством Украины не разработан закон об энергоэффективности, а координатор сектора энергоэффективности Национального совета реформ Наталия Бойко подчеркнула, что он даже не внесен в перечень приоритетных документов государства. Выходит так, что Украина в сфере энергоэффективности и энергосбережения работает, как говорят, ставя телегу перед конем?
— Этот документ должен лечь в основу национальных «сберегательных» программ и запустить процессы, которые будут стимулировать энергосбережение как в бюджетной сфере, так и в бизнесе. Как отмечалось в ходе конференции, в Украине, например, отсутствуют методические и нормативные документы по получению экономии денег при реализации энергосберегающих проектов, то есть отсутствует практика доказательного мониторинга экономии после ее воплощения. По этой причине доходы от сохранения энергии не всегда наполняют бюджеты государства, региона, города, предприятия. Такая проблема тоже существует. Но временное отсутствие законов, решений и инструкций не сдерживает тех людей, которые хотят работать и руководствуются в своей работе той временной нормативной базой, которая есть под рукой. Отмечу, что меры по повышению энергосбережения и энергоэффективности в Луцке успешно воплощаются, не ожидая формальных решений власти.
— В вопросах энергоэффективности уже сегодня в Луцке наработан весомый портфель конкретных планов и достижений. Поэтому, очевидно, это международное мероприятие не случайно было проведено именно здесь?
— В 2010 году за счет средств проекта «Реформа городского теплообеспечения в Украине» (РГТ), который объявило Агентство США по международному развитию (USAID), было проведено 17 энергоаудитов, среди которых 10 жилых домов, 7 муниципальных зданий. В 2014 году Луцк стал одним из городов-победителей проекта «Муниципальная энергетическая реформа в Украине» (МЭР). Основной из задач данного проекта является помощь в привлечении инвестиций на реализацию энергосберегающих мероприятий в подготовке заявок на получение финансирования от международных финансовых учреждений, подготовке бизнес-планов, технико-экономических обоснований, технической документации для привлечения инвестиций в энергоэффективность, разработке технических спецификаций и тендеров согласно правилам Международных финансовых организаций.
В 2015 году на средства проекта МЭР было проведено 8 энергоаудитов бюджетных заведений города Луцка, разработан бизнес-план для финансирования нового проекта с Северной экологической финансовой корпорацией «Повышение энергетической эффективности заведений бюджетной сферы города Луцка» (кредит от НЕФКО будет составлять приблизительно 400 тыс. евро, грант от фонда E5P — приблизительно 200 тыс. евро).
В 2013 году в Луцком городском совете был разработан и внедрен механизм финансово-экономического стимулирования энергосбережения в сфере жилищного хозяйства через «Программу возмещения процентных ставок по привлеченным кредитам на 2013—2017 годы». Данной программой предусмотрено возмещение до 25% по привлеченным кредитам на внедрение мероприятий по энергосбережению для представителей ОСББ. Представители 14 ОСББ Луцка получили кредиты на установление индивидуальных тепловых пунктов и новых лифтов, утепление жилых домов, реконструкцию систем электроснабжения. Заключены договора ОСББ Луцка, процентные ставки по которым уже возмещаются. В прошлом году сумма возмещения составила 324,6 тыс. гривен. С большим удовольствием сообщу, что Луцк является одним из флагманов-городов государства по созданию ОСББ.
В 2015 году завершено внедрение онлайн-версии системы мониторинга энергопотребления бюджетных учреждений, которая дает возможность контролировать и анализировать эффективность энергопотребления 217 зданий, финансируемых из городского бюджета. За период 2010—2015 годов в бюджетной сфере, жилищном секторе, промышленности и ЖКХ от внедрения энергосберегающих мер была получена экономическая эффективность на общую сумму более 60 млн грн. В повышение энергоэффективности в бюджетных учреждениях города было инвестировано 28,7 млн. На торжественном открытии Конференции руководитель проекта USAID «Муниципальная энергетическая реформа в Украине» Диана Корсакайте отметила, что «Луцк — пример реальных действий по вопросам модернизации жилищного сектора». Одновременно с форумом состоялась первая рабочая встреча с экспертами проекта SWECO, которые будут осуществлять аудит на 40 объектах бюджетной сферы города, которые определены Луцким городским советом как приоритетные, с последующим установлением в них энергосберегающего оборудования. «Цена вопроса» — 7 млн евро. Пять из них будут предоставлены как кредит международной организацией НЕФКО, два — грантовые средства от другой организации — E5P. «Мы с Луцком начали работать с 2012 года, и этот город у нас в приоритете. Луцк — это пример того, как нужно больше работать и меньше говорить», — резюмировала на этой встрече руководитель Представительства НЕФКО в Украине Юлия Шевчук. Ввиду того, что «долгие» кредиты на меры по энергоэффективности практически добыть невозможно, кредит станет серьезной помощью для реконструкции наших предприятий.
— Что вы скажете об «особенностях «национальной политики» энергоэффективности в свете выступлений европейских экспертов?
— Еще не так давно все украинские «инициативы» были направлены только на административное ограничение потребления ресурсов (введение так называемых социальных норм). Никто не говорил о том, что повышение энергоэффективности жилищного комплекса (к примеру) возможно лишь путем сочетания мер, связанных с энергетической эффективностью в доме, и работ по обеспечению энергоэффективности в системах теплоснабжения жилья. То есть на ниве экономической политики появляются представители новых идей, которые решают проблемы комплексно и, как обязательную составляющую, вплетают в эту политику экологию. Как считают эксперты, реальный потенциал энергосбережения обходится в 2-6 раз дешевле, чем генерация того же количества энергии за счет введения новых мощностей.
Инициативу украинских мэров поддержала Европа. Иначе и не могло быть. «Соглашение мэров» доказало, что города могут наращивать объемы выработанной продукции и услуг быстрее, чем растет потребление энергии, меняя структуру экономической активности. Показатель энергоэффективности повышается, например, когда источниками роста экономики становятся менее энергоемкие отрасли. Между тем государство ежемесячно тратит сотни миллионов долларов на российский газ, а на энергоэффективность деньги не выделяются. В современном мире выигрывают не те государства, которые владеют энергией, а те, которые умеют ее эффективно использовать. И здесь обнажается еще одна «национальная особенность» политики энергоэффективности: уверенно занимая «лидирующие» позиции в мире по неэффективному использованию энергии, мы не хотим тратить деньги на энергосбережение. Даже при том, что государству предлагают массу источников ее финансирования, о чем свидетельствует успешная деятельность в этой отрасли банков развития (ЕБРР, Европейский инвестиционный банк, Всемирный банк) и международных фондов (НЕФКО, Е5Р и пр.). И даже при том, что сфера энергоэффективности затратная, но есть много предпринимателей, которые в формате государственно-частного партнерства готовы включиться в процесс. От Украины ожидают выполнения ряда важных шагов на законодательном уровне: в частности, внесение изменений в систему внедрения субсидий, принятия закона о газе, учете использованной энергии и принятии действенного закона о выполнении энергоэффективных мероприятий в жилых домах. Именно в этом направлении, добавил один из гостей форума из Европы, и сотрудничает Представительство ЕС с парламентом и правительством Украины. «Обращайтесь к своим депутатам в парламенте, стимулируйте их выполнять эту работу».