Мораторий на продажу сельскохозяйственных земель могут снять уже с начала следующего года. Такой «анонс» на днях сделал глава Администрации Президента Борис Ложкин, чем удивил экспертов и участников рынка. Ведь говорить о земельной реформе должен был бы, как минимум, премьер или отраслевой министр (читай исполнительная власть). Но никоим образом не «секретарь» президента, в компетенцию которого этот вопрос не входит. Впрочем, тезис Ложкина логично совпал со сроками окончания земельного моратория, записанными в Земельном кодексе Украины, — до 1 января 2016 года. Поэтому, похоже, к земельным торгам таки готовятся.
Но готова ли к ним страна и ее граждане — вопрос неоднозначный. Ведь Закона «Об обращении сельскохозяйственных земель» до сих пор нет. Не все так просто и с разработанным при финансовой поддержке Мирового банка Земельным кадастром.
Недавно в интервью с «Днем» директор Мирового банка по вопросам Беларуси, Молдовы и Украины Чимяо ФАН заявил, что с технической точки зрения кадастр готов на 100% и успешно работает. То есть компьютерная программа, в которую заносятся земельные данные, полностью готова. Но она наполнена только на 25%, озвучил самые свежие данные премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Поэтому главная задача теперь — наполнять эту базу дальше и как можно быстрее открыть кадастр. Ведь это своего рода виртуальный реестр паспортных данных земельных участков, которые находятся в собственности украинцев и государства. И здесь тоже незакрытые пробелы. По мнению Фана, прежде всего — чем должно заняться правительство — это как можно быстрее провести инвентаризацию государственных земель, потому что никто не знает, сколько их и где они находятся. А это достаточно большой кусок, который, по оценкам экспертов, оценивается в 10—12 миллионов гектаров земли. А вот спешить с земельными торгами не стоит, убежден директор Мирового банка по вопросам Беларуси, Молдовы и Украины, потому что сегодня существует еще много барьеров для открытия свободного рынка земли. «Лучше акцентировать внимание на создании качественной законодательной базы», — добавил Фан.
Поэтому «День» поинтересовался у экспертов, насколько готов Земельный кадастр Украины к работе? И стоит ли с таким уровнем подготовки спешить открывать свободный рынок земли?
Георгий ВАШАДЗЕ, советник президента Грузии, сопредседатель «Фонда инноваций и развития Грузии»:
— Действенный кадастр в Украине создадут, как только появится интерес бизнеса к рынку земли. А продавать землю нужно. Теперь компании используют нелегальные механизмы, потому что нет реальной возможности приватизации сельскохозяйственных земель. Этим пользуются олигархи. Если для всех будут единые, простые правила, то базы для олигархического бизнеса не будет... Самой сложной будет приватизация земли. Это, в первую очередь ментальное, а затем уже механически-политическое решение. Все его сложности знают популисты-политики и часто зарабатывают свои баллы на этом. Отсюда все разговоры «нельзя, нас скупят за копейки». Такие вещи только укрепляют позиции олигархов, а земля не принимает участия в реальной экономике.
Андрей СЕНЧЕНКО, бывший народный депутат, бывший вр.и.о. заместителя главы Администрации Президента:
— Технически кадастр более-менее готов, но проблема в том, что нет политической воли реально бороться с коррупцией. Чтобы люди понимали, что все происходит прозрачно и честно, он не должен быть механизмом манипуляции землей. А теперь этот риск существует, поскольку вся процедура принятия решений с землей — непрозрачная. Кадастр — это инструмент, а мы говорим о процессе, то есть и о вопросе полномочий в принятии решений, проведении процедур. Казалось бы, после революции мы выбрали новую городскую киевскую власть, но ее механизмы обслуживания те же, что и при Черновецком. Кадастр готов на три с плюсом, потому что остается еще вопрос актуализации картографической информации, уточнения меж земельных участков.
Откуда эти проблемы? Пятьдесят лет тому назад эти данные снимали с помощью лишь одного метода. Таким образом, технически накапливались ошибки при топографических работах. Сегодня используются цифровые технологии и GPS. Поэтому и возникают ситуации, когда у смежных землепользователей могут не совпадать границы участков. Много еще спорных вопросов, которые нужно решить, или переписывая договоры и внося эти изменения в кадастр, или проводя суды и на базе их решений опять менять данные кадастра. Это бесконечный процесс. Поэтому государство должно инвестировать в наполнение этой базы данных, завершить инвентаризацию земельных участков, вынести в натуру границы таких участков. Это большая часть работы по формированию нормального цивилизованного рынка.
Пока не будет четкости в этом вопросе, до тех пор у людей будут возникать споры и сомнения относительно правильности всего, что происходит с землей. Поскольку земля, условно говоря, — последний ресурс народа (приватизация промышленности уже прошла), то сначала нужно создать прозрачные механизмы ее распределения, гарантии права собственности, а тогда продавать.
По-моему, сейчас не время продавать землю еще и потому, что народ — без денег. Проводить в таких условиях приватизацию земли — цинично. Это игра в одни ворота. Вместо десяти семей, которые правили в окружении Януковича, стране представят новые десять семей, а, возможно, и меньше. В душе я пытаюсь сохранить хорошее отношение к проведению реформ. Но я против того, чтобы манипуляции называли реформами. Проведение земельной реформы в предложенном виде — это попытка перераспределения рынка земли. Раньше он был у семьи Януковича. А сейчас контроль за рынком сельскохозяйственных угодий могут получить олигархи, приближенные к власти. Такой риск существует.
Андрей КОШЕЛЬ, президент ассоциации «Земельный союз Украины»:
— Кадастр несовершенный, хотя в целом его система достаточно прогрессивная. Но база данных неполная, потому что в течение 24 лет земельной реформы были бумажные документы по приватизации участков, и они не внесены в электронный реестр. Я слышал, что приблизительно 17 из 25 миллионов земельных участков внесено в кадастровую базу. Но официально нам эту информацию не показывал никто. Сейчас новые данные вносят в реестр по принципу заявления (когда нужно продать, подарить участок). То есть, если нет на рынке соглашений с землей, то нет и наполнения кадастра.
Но это не должно быть основанием для торможения рынка земли. Ведь без проведения этих операций, новые данные в кадастре никогда не появятся. Кадастр не совершенен, но для обслуживания рынка земли он подходит, и будет постепенно наполняться. Дальше нужно открывать данные о владельцах и пользователях земельных участков, тогда будет меньше злоупотреблений, рейдерств. Сегодня сделать это мешает закон «О защите персональных данных». Но теперь все понимают, что лучше эти данные открыть. Есть лобби «за и против» такого открытия. Против — те, кто занимается земельными сделками. Мешает также и отсутствие выполнения законов: например, закон «О земельном кадастре» позволяет владельцу участка брать извлечение из Земельного кадастра у любого кадастрового регистратора. А фактически это не выполняется.
Ростислав КРАВЕЦ, адвокат, старший партнер АК «Кравец и Партнеры»:
— Украинская земля сельскохозяйственного назначения не может быть товаром. Предоставление возможности торговать ею даже с ограничениями — это государственная измена. Что касается земельного кадастра, то он далек от совершенства. Но его нужно открыть, чтобы остановить любые манипуляции с землей. Формально нотариусы могут самостоятельно брать данные из кадастра, но там почти нет никакой информации. Поэтому в большинстве случаев, придется обращаться в управление земельных ресурсов или в управление государственного земельного кадастра. Если все эти выписки есть, то процедура оформления земли становится значительно проще.