«ПРЕДМЕТЫ ГОРДОСТИ» НА СТОЛЕ
Аграрные преобразования произошли во всех постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы. Различными были содержание, течение, результаты и эффективность этих реформ. Возможно, уже забылось, а кто-то из младших граждан уже и не может этого помнить, но нехватка продуктов питания, часто — достаточно прозаичных и обычных, была одним из признаков социалистической системы. Во многих регионах СССР, иногда в отдельные периоды, а достаточно часто на протяжении почти целого года, сложно было купить молоко, сметану, масло, качественное мясо или копченую колбасу. Из разряда продуктов, которые преимущественно не покупались, а «доставались», были не только майонез, какао, лимоны, апельсины, перец, икра (кроме искусственной) и даже гречневая крупа и растворимый кофе. Много из тех продуктов, которые доступны сейчас, имели тогда неизвестные пути к потребителю, и за каждым столом были своеобразным предметом гордости.
Экономическая реформа на селе была призвана изменить эту ненормальную ситуацию. И, несмотря на то, что аграрная реформа всегда сопровождается так называемым кризисом трансформации — резким сокращением объемов производства, многое ей на самом деле удалось. Результаты реформы, несмотря на общую ее негативную оценку в обществе, не только на полках магазинов или в наших холодильниках. Статистика бесстрастно фиксирует, кто чего и сколько съел или даже надкусил. А в количестве потребленного отражено много экономических признаков, среди которых два основных: ценовая доступность продуктов питания и уровень жизни населения.
ПРИЛИЧНЫЙ РАЦИОН — ЭТО...
Качественная еда всегда была и остается признаком хорошей жизни. Наверное, не только к мужскому сердцу путь пролегает через желудок... Поэтому мы решили попробовать оценить результативность экономических преобразований на селе, сравнив уровень потребления продуктов питания в Украине и Чехии.
Накануне реформ, и почти на заре перестройки, пищевой рацион среднестатистического украинца выглядел достаточно прилично. Советские руководители, напуганные растущим дефицитом продовольствия, вынуждены были прибегнуть к серьезной экономической поддержке сельского хозяйства. Это давало свои результаты. Несмотря на уже описанный дефицит и убогость ассортимента, в 1990 году мы статистически потребляли в год более 68 кг мяса и мясопродуктов, 373 кг молока (!), 272 яйца, 141 кг хлебных продуктов и чуть меньше картофеля (131 кг). На высоком уровне было потребление овощей — 102 кг, несколько худшей была ситуация с рыбой (17,5 кг) и фруктами (47,4 кг). А вот сахара (возможно, в его жидкой форме — в самогоне также) мы потребляли целых полцентнера! Все следующие годы уровень питания постепенно и непрестанно снижался. Едва ли не самой критической ситуация стала в 2000—2001 годах: потребление мяса снизилось до 31 кг, молока — до 200 кг, значительно сократился рацион и на другие продукты. Только картофеля — этой выручалочки нашей кухни, мы потребляли уже почти 140 кг и доля овощей (думаю, что за счет привычных нам овощей умеренного пояса) возросла до 108 кг. Если принять уровень питания населения в 1990 году за 100%, то в 2000—2001 годах доля основных групп продуктов сократилась до 45—70%, только по картофелю и овощах превысила 101—105%. Наибольшим было сокращение потребления мяса в 2001 году — всего 45,6% уровня 1990 года.
Заглянем в чешские кухни накануне экономических и политических преобразований. Среднестатистический чех потреблял около 96 кг мяса (!), 256 кг молока, 340 яиц, 110 кг хлеба и мучных изделий, только 78 кг картофеля и 66 кг овощей. Незначительным, по сравнению с украинскими показателями, является потребление рыбы 5,4 кг (все-таки, не морская страна), сахара (44 кг).
Аграрный кризис также существенно повлиял на уровень потребления продуктов питания в Чехии. Пик минимума, обусловленный трансформацией, у них наступил несколько раньше, в 1999—2000 годах. Второй особенностью был значительно меньший уровень падения потребления. Если по аналогии принять 1990 год за основу, то в 2000 году чехи потребляли 80% мяса, 83% молока и молочных продуктов, 80% яиц. Неизменно низким оставалось потребление рыбы — но для «сухопутной» Чехии это понятно. На протяжении реформы возросло потребление хлеба и мучных изделий — 123%, овощей — 123% и масла — 135%. Отметим, что отрицая известное порочное представление, что только мы являемся хлебоедами, чехи стали больше украинцев потреблять хлеба и мучных изделий, в первую очередь, за счет широкого ассортимента выпечки и кулинарных изделий. А возможно, просто это наши иммигранты «портят» статистику?
Если попытаться сравнить уровень потребления основных продуктов питания в Украине и Чехии, то ситуация кажется достаточно гармоничной. По некоторым позициям мы статистически опережали чехов, отдав им преимущество в потреблении мяса, яиц и масла.
АГРАРНАЯ РЕФОРМА — НАША ЕДА
Однако аграрная реформа и все другие экономические преобразования имели свои последствия, которые нашли свое отображение, в том числе, и в уровне потребления основных продуктов питания. Если перефразировать М. Рыльского, то можно сказать: «Аграрная реформа — не просто слова, аграрная реформа — это наша еда».
Пока что мы еще опережаем чехов, потребляя в течение года больше на 6 яиц, почти на 65 кг картофеля, 45 кг овощей, и почти в два раза больше рыбы. По всем другим продуктам, а особенно — по мясу, мы все больше отстаем от Европы. Как в известной поговорке: «Кто как работает — так и ест!».
Однако не бывает плохих работников, а причина неудач — чаще всего в бездарных руководителях (Б. Наполеон), поэтому, казалось бы, кто-то должен был понести хотя бы политическую ответственность за неудачи.
Как видим, от Европы мы отстаем не только в дорожном строительстве, борьбе с коррупцией или современных технологиях, даже едим хуже и меньше. Конечно, ситуация хоть и не критическая — потому что уровень потребления основных продуктов питания в Украине растет, однако побуждает не только к размышлениям, но и к действиям. К сожалению, структура питания в Украине отдалена от оптимальной, и не показывает тенденции к улучшению. Если проанализировать глубже, причина не в сельском хозяйстве или ценовой доступности продуктов питания. Главная причина — очень низкий уровень жизни, сложность даже для работающего населения удовлетворения жизненно необходимых потребностей (пища, жилье, здравоохранение).
Неравенство доходов нашло свое отражение в отличиях питания самых бедных и просто бедных. Сложной является тема выравнивания питания: уровень потребления основных продуктов в группах с наименьшими доходами в Украине является просто несовместимым со здоровым образом жизни. В Украине хорошее питание (для примера, качественные мясные и уже даже молочные продукты) доступно не всем.
ЛЮБОВЬ ЭЛЕКТОРАТА — ТАКЖЕ ЧЕРЕЗ ЖЕЛУДОК...
Государство вынуждено прибегать к определенному регулированию, к определенным действиям. А в вопросах здоровья нации действовать даже решительно. Социальная риторика не заменит социальных действий. А действия эти должны проявиться, в том числе, в адекватной аграрной политике, которая должна ориентироваться только на рост экспортного потенциала (лозунг — «Будем житницей Европы»), но и рост внутреннего потребления, улучшение благосостояния собственного народа (лозунг Людвига Эрхарда «Общее благополучие собственного народа»). Для бизнесменов в политике и политиков в бизнесе, первая концепция кажется более привлекательной, потому что продавая заводы, можно получить определенную маржу. Но ведь если мы хотим в Европу, не только на словах, или чтобы лечиться или учить «золотую молодежь», то вынуждены приблизить свою аграрную политику к европейским ориентирам. Не будут же наши руководители страны все время передвигаться на самолетах и вертолетах, рано или поздно им придется спуститься на землю. Пусть это будет украинская аграрная политика, но сделанная по европейским образцам и подходам.
Пусть политики и руководители государства найдут дорогу к нашим сердцам через наши желудки, наше жилье и наши кошельки!