Минэнергоугля готовится к созданию нефтяной вертикально интегрированной компании (ВИНК). Об этом говорится в письме заместителя министра Минэнергоугля Игоря Диденко к председателю НАК «Нафтогаз» Андрею Коболеву. «Во исполнение приказа Минэнергоугля от 7 июля прошу вас лично, руководителя юридической службы и руководителя структурного подразделения по корпоративному управлению прибыть на совещание по вопросу создания нефтяной вертикально интегрированной компании «ВИНК» на базе ОАО «Укрнафта», ПАО «Укртатнафта» и ОАО «Укртранснафта», которое состоится 31 июля», — говорится в письме.
Напомним, что в начале июля на коллегии Минэнергоугля премьер-министр Арсений Яценюк сообщил, что он поддерживает идею создания нефтяной вертикально интегрированной компании... вместе с владельцами группы «Приват» на базе вышеупомянутых компаний.
«Нефтяное» предложение премьера поддержал и бизнесмен Игорь Коломойский. Он заявил, что выступает «за» ВИНК на базе «Укрнафти» (за контроль над ней бизнесмен долго боролся с Минэнергоугля) и выведения ее на международную биржу, желательно — лондонскую. По словам Коломойского, в идеале у государства и миноритариев должно остаться по 25% акций новой компании. Он также предположил вхождение в эту компанию и химических предприятий.
Поэтому правительство хочет объединить самые мощные нефтяные активы в единое целое. Особенность этого объединения в том, что контроль над большинством этих активов правительство делит с частными собственниками. Так, в «Укрнафті» (занимается добычей нефти) государству в лице «Нафтогазу» принадлежит 50%+1 акция, остальное — контролирует группа «Приват». В «Укртатнафті» (переработка нефти) доля НАКа — 43,05% акции, а группе «Приват» и Александру Ярославскому принадлежат 57%. Еще один потенциальный участник ВИНК — «Укртранснафта» (транспортировка нефти), которая на 100% принадлежит государственной компании «Нафтогаз України».
Об очевидных и скрытых целях созданиях нового энергетического монополиста на внутреннем рынке «День» спросил у президента Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Михаила ГОНЧАРА:
— На рынке появится еще один монополист в энергетическом секторе. Евросоюз не будет иметь претензий по этому поводу, потому что нефтяной рынок не регулируется.
В целом, появление такой компании имеет плюсы и минусы. С одной стороны, базовым элементом такого ВИНКа будет нефтедобывающая «Укрнафта», вокруг контроля над которой между Коломойским и правительством идут споры. Поэтому теперь может идти речь об уступках Кабмина группе «Приват» с тем, чтобы уладить все конфликтные ситуации и создать почву для нормализации работы сектора на выгодных для всех условиях. В таком случае контроль Коломойского сохранится благодаря тому, что он имеет серьезное влияние в «Укрнафті» и «Укртатнафті».
Государственная «Укртранснафта» автоматически вписывается в алгоритм работы предложенной цепочки «добыча— транспортировка-переработка». Она будет служить для перекачки нефти двух вышеупомянутых нефтедобывающих компаний. Ведь другого ресурсного потока нет: импорт в Украину сведен почти к нулю. Единственное, чем еще занимается «Укртранснафта», — осуществляет транзит 15 миллионов тонн энергоносителей по нефтепроводу «Дружба» для центральноевропейских заводов. Государство, создавая ВИНК, надеется также систематизировать получение налоговых платежей и ренты по итогам года.
С другой стороны, говорить о появлении нефтяного энергетического гиганта нет смысла. Ведь за последние 10 лет добыча нефти снизилась вдвое и составляет 1,7 миллиона тонн. Украинская нефтепереработка способна осваивать более 50 миллионов тонн нефти, но реальные объемы очень упали: в 2013 году — 4 миллиона тонн, в 2014-м — около 2 миллионов тонн. Если раньше «Укртранснафта» перекачивала 100 миллионов тонн нефти, из которых транзитом проходило 60 миллионов тонн и 50 — импортировалось для внутренней переработки, то сейчас — это 15 миллионов.
То есть 10 лет тому назад действительно можно было создать компанию-гигант. Нынешняя инициатива — это отчаянная попытка правительства создать предохранитель от окончательного коллапса в нефтяном секторе. Это конечно лучше, чем вообще допустить распад активов. Кроме того, в перспективе ВИНК позволяет увеличить импорт нефти, чтобы расширить объемы нефтепереработки в Украине. Чтобы новосозданная компания была успешной, необходимо, чтобы частные собственники нефтепереработки инвестировали в модернизацию своих производств. Пока этого нет и в стране работает только один завод — Кременчугский НПЗ.
P.S. Директор по развитию бизнеса НАК «Нафтогаз України» Юрий Витренко допускает, что в случае если новый менеджмент «Укрнафти» не сможет сделать компанию прибыльной, государство может пойти на приватизацию своей доли ее акций. «Сделать так, чтобы акционеры почти с равными долями не конфликтовали в своем желании влиять на операционную деятельность компании, практически невозможно. Чтобы такого не происходило, во всем мире в корпорациях разделен уровень акционеров и менеджмента. Если это удастся, корпорация будет работать нормально. Если нет, наверное, государству лучше приватизировать свои нефтеактивы», — сказал он в интервью одному из отечественных изданий.
При этом Юрий Витренко подчеркнул, что если удастся сделать так, чтобы на деятельности «Укрнафти» не влиял ни один акционер, тогда это делать не придется.