На сегодняшний день «непослушные» потребители могут абсолютно законно остаться без света и электричества. Хотя проблема еще не приобрела массовый характер, из разных уголков Украины люди сообщают о внезапном отключении электроснабженческими организациями от услуг из-за «долгов» (причем, о существовании и природе «долгов» они часто узнают уже пост-фактум). Например, гражданка Котенко О. О., 1940 г. р., узнала от ПАТ «Киевэнерго» в 2013 году о существовании у нее якобы долгов за 2004—2005 годы в связи с неполучением из государственного бюджета льготы, которую имел ее умерший муж, инвалид II группы ЧАЭС, и она, как вдова инвалида. Ей дважды «отрезали» электричество и дважды... извинялись за ошибку. От полученного стресса несчастная женщина перенесла инфаркт.
Проблемы в этом ни правительство, ни профильное министерство, ни Национальная комиссия, которая осуществляет регуляцию рынка коммунальных услуг, не видят.
Дело в том, что, согласно Закону Украины «О жилищно-коммунальных услугах», все жилищно-коммунальные услуги должны предоставляться бесперебойно, а споры между производителем (исполнителем) и потребителем — решаться в судебном порядке. Статьей 13 данного закона предусмотрено, что централизованное электроснабжение принадлежит к коммунальным услугам.
В соответствии со статьей 20, эта услуга должна предоставляться на основании Типичного договора, который в соответствии с п.7 статьи 28 утверждается Кабинетом Министров Украины.
Заключительные положения Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» обязывают Кабинет Министров Украины подать на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения относительно внесения изменений в законы, которые выплывают из данного Закона, а также привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с данным Законом.
Однако до сих пор упомянутые нормы Закона «О жилищно-коммунальных услугах» не выполнены: не внесены необходимые изменения в Закон Украины «Об электроэнергетике» и не приняты соответствующие постановления Кабинета Министров Украины, которые регламентируют предоставление услуг по электроснабжению населению. Фактически к населению — потребителям электрической энергии применяются Правила пользования электрической энергией для населения и Типичный договор о пользовании электрической энергией, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 27.07.1999 №1357. Их использование обосновывается тем, что на отношения между потребителями электрической энергии — населением и энергоснабженческими организациями распространяются положения не Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», а Закона Украины «Об электроэнергетике». Закон Украины «Об электроэнергетике» и Правила пользования электрической энергией для населения, в отличие от Закона «О жилищно-коммунальных услугах», предусматривают прекращение снабжения электрической энергии в одностороннем порядке энергоснабженческой организацией при наличии задолженности у потребителя. В результате неодиночными являются случаи, когда электроснабжение прекращается в одностороннем порядке и при отсутствии задолженности — в результате ошибки.
Для того чтобы электроснабженческие организации не имели возможности отключить потребителя от услуги, необходимо внести изменения в Закон Украины «Об электроэнергетике» относительно толкования термина «услуги по электроснабжению» и распространения действия Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» на отношения, которые возникают во время предоставления услуг по электроснабжению потребителям. Именно это предлагают сделать народные депутаты Андриевский, Сальдо, Марцинкив и Ивахив в проекте Закона номер 3345 «О внесении изменений в Закон Украины «Об электроэнергетике» относительно услуг по электроснабжению». Надеемся, народные депутаты услышат проблемы маленьких украинцев и защитят их, а не монополистов. А пока потребителю лишь остается бегать по судам, тратить средства на адвокатов, писать обращения во все инстанции, а чиновникам — тратить средства из государственного бюджета на написание ответов.
Пани Котенко на сегодняшний день электричество включили, однако возникнут ли такие «недоразумения» в будущем — она не знает. Здоровья, однако, ей никто не вернет.