Развитие в Украине рыночной экономики породило равенство всех форм ведения хозяйства. Наряду с предприятиями-гигантами производственную нишу начали завоевывать мелкие предприятия. В европейских странах именно этой «мелюзге» власть уделяет немало внимания: начиная с микрокредитования и заканчивая содействием в арендных вопросах. В свою очередь «мелюзга» обеспечивает экономическую стабильность в государстве. Об этом мировом опыте хорошо знают в Украине, но продолжают относиться к малому бизнесу фактически равнодушно. Правда, позитивные сдвиги в этом вопросе предвещала оранжевая революция. Однако обещанных «пряников» малый бизнес так и не дождался. Почему за последние пять лет власть почти ничего не сделала для малого и среднего предпринимательства? — с таким вопросом «День» обратился к экспертам.
Александр РЯБЧЕНКО, экономист:
— До сих пор не сформирована государственная потребность развивать малый и средний бизнес. Ни одно правительство не поняло простой истины: малый бизнес способен сократить безработицу не только во времена покоя, но и в период наиболее тяжелых экономических испытаний. Зато в Украине больше интересуются крупными предприятиями, которые выступают основными налогоплательщиками. Однако, если правительство не изменит подходы к малому предпринимательству, то в стране и далее будет развиваться усиливаться олигархический тип экономики.
В европейской экономике доля малого и среднего бизнеса в структуре ВВП составляет больше половины. Украине к такому показателю еще далеко. И это заслуга не одной какой-то политической силы, а власти в целом. Потому что развитие «малышей» и «середняков» — это путь к построению гражданского общества. А какая политическая сила сегодня ставит себе целью построить такое общество? Ни одна. Потому что это будет означать появление самостоятельно мыслящих, финансово независимых людей, которые собственным трудом обеспечивают себе доходы. А когда они окрепнут, то начнут предъявлять власти реальные требования: улучшить условия труда, упростить налоговую систему, уничтожить коррупцию. А власти это невыгодно. На самом деле развитый средний класс — один из показателей экономической зрелости страны, по которому европейское сообщество принимает всех в свои ряды.
Александра КУЖЕЛЬ, председатель Госкомпредпринимательства Украины:
— О малом бизнесе вспоминают, когда приходят на очередные выборы. Тем не менее он продолжает развиваться. Согласно государственной статистике, в Украине больше 70% зарегистрированных предприятий принадлежат к категории малых и средних. Такая цифра говорит, что следует менять государственную поддержку этого сектора.
Для малого бизнеса пару лет назад были сделаны шаги навстречу (закон о регуляторной политике, система кредитной поддержки, институт гарантийной поддержки). Но если в других странах СНГ их развивали, то у нас они заморозились в зародышевом состоянии. Почему? Потому что власть менялась так быстро, что отвечать за выполнение того или иного закона было некому. Кроме того, абсолютно отсутствует понимание государственной поддержки малого бизнеса. В Австрии часть земли, например в городе, резервируется мэрией, потом на ней строятся большие бизнес-инкубаторы и в них за небольшую плату пускают работать малых и средних предпринимателей. А у нас что делается? Пусть попробует малый бизнес взять землю через аукционы. Не возьмет, потому что он не выдержит ценовой конкуренции на аукционе. У нас не предусмотрена государственная поддержка за деньги, потому что до сих пор не принят закон о микрокредитовании. А без него банкам не выгодно давать микрокредиты малым предпринимателям, потому что стоимость администрирования, например десятитысячного кредита, равна стоимости обслуживания кредита в один миллион долларов. Исправлять эту нелепость необходимо, ведь во всем мире 98,9% всех возвращенных кредитов — микрокредиты.
Владимир ДУБРОВСКИЙ, старший экономист Центра CASE-Украина:
— Нельзя говорить, что для малого бизнеса вообще ничего не сделано. Были определенные попытки пустить кислород, в частности, закон «О разрешительной системе...». Другое дело, что традиционное невыполнение законов стало жизненной нормой украинского общества. Что касается большого реформирования в этой сфере, то оно начинается каждый раз, когда говорят о выборах или кризисе. Но все позитивные перспективы разбиваются об отсутствие механизма контроля избирателей за предвыборными обещаниями.
С другой стороны, малый и средний бизнес также виноват в нынешнем непростом положении. Он распылен, а поэтому не может выступать единым фронтом, чтобы выбирать своих политиков, которые бы напрямую отстаивали во власти его интересы. К тому же, малый и средний бизнес еще не осознал важности избрания единого всеукраинского политика для отстаивания своих интересов. Большинство мелких предпринимателей голосует по территориальному принципу: одни за донецкого, другие — за львовского политика. А следует голосовать за того, кто в основу своей предвыборной доктрины ставит приоритеты малых и средних предпринимателей. К сожалению, насколько мне известно, сегодня политики боятся опираться на интересы малого бизнеса, потому что потенциальные избиратели или уже не ходят на выборы, или же до сих пор голосуют по территориальному принципу.
Василий ЮРЧИШИН, директор экономических программ Центра имени Разумкова:
— Еще с Советского союза тянется тенденция недооценки роли малого и среднего бизнеса для экономического благополучия страны. С одной стороны, в советское время предпринимательство рассматривалось как что-то новое и неизвестное, а коммерческие вещи даже могли считаться преступлением. С другой стороны, нынешней власти удобнее демонстрировать «героические» усилия, укрощая различного рода кризисы, защищая большие коллективы предпринимателей или всех украинцев от нечестных капиталистов.
У бизнеса также немало проблем. В частности, неспособность защитить свое дело. Крупные предприниматели имеют доступ к хорошим адвокатам, а малые и средние — оставлены на произвол судьбы. Следовательно, развитию малого предпринимательства мешает много различных идеологических, институционных и фискальных препятствий. Однако если властные подходы к этой бизнес-категории не изменятся, тогда Украина рискует постоянно находиться на грани экономического балансирования. Последствия невнимательного отношения власти к малому и среднему бизнесу сегодня хорошо наблюдаются в международной сравнительной статистике, где Украина занимает последние места.