Очередь из 150 автомобилей, которые насчитала с обеих сторон дороги до поселка Вересневого, который и вырос вместе с сахарным заводом, тянется едва ли не от самого Луцка. Она поражает не количеством машин, потому что бывают дни, когда, говорят, их и больше, а... безлюдностью. Только в более близких «к кранику» машинах, да еще кое-где посреди этой молчаливой и терпеливой колонны есть водители или селяне, которые сдали на завод свеклу, а теперь, согласно договору, хотят получить за них жом для скота. Здесь давно отработан механизм ожидания, и нет нужды мерзнуть в кабине посреди поля. Люди уже знают, когда можно поехать, чтобы где-то погреться, оставив свой транспорт на «смотрящих», или банально ищут возможностей обойти очередь.
Поэтому «для прессы» вам не пожалуются и не поплачутся. Потому что «вы приехали и уехали, а нам нужно жом взять». Вот и женщина в вестибюле административного корпуса завода, которая сначала просила, а потом начала скандалить, говорит:
— Да я неделю здесь уже живу, и с талонами же! И я тоже — фермер...
Но говорит не мне, а заместителю председателя правления ПАО «Гнидавский сахарный завод» Ростиславу Новосаду.
— А кого бы я должен был ради вас вытолкнуть из очереди? Все же сахарную свеклу нам сдавали! И у меня — 156 фермеров, которых мы так же должны обеспечить жомом, — говорит он, предлагая хозяйке брать жом из ямы. Однако она, как и все другие в этой очереди, хочет только свежего, из конвейера... Хотя и в яме же он, так сказать, не старый...
На Гнидавском сахарном заводе несколько лет назад уже была подобная ситуация, когда спрос на жом значительно превышал суточные возможности предприятия. Уверовав в обещания государства, которое обещало хорошо за них платить, сельчане охотно начали выращивать сахарную свеклу. Теперь и в волынском селе негде особенно заработать, потому что бывшие колхозные фермы по большей части светят ободранными стенами... И хотя не всегда получают за этот каторжный труд то, на что надеялись, продолжают гнуть спины на своих домашних свекольных плантациях. В моем родном селе Лаврив, что в нескольких километрах от Гнидавского сахарного завода, люди получали в год по несколько десятков мешков сахара, складировали его годами так, что полы в амбарах ломались. Но в новый сезон и за сахаром, и за жомом спешат всегда. Такие уже мы запасливые...
Нынешнюю ситуацию с ажиотажем вокруг жома только запасливостью и спешкой волынского селянина объяснить нельзя. Вот что сказали для «Дня» руководители, непосредственно причастные в регионе к выращиванию свеклы или ее переработке и, соответственно, к расчетам с людьми.
Виталй КАРПЮК, заместитель председателя Волынской облгосадминистрации:
— На Волыни площади посевов сахарной свеклы сохраняются, не уменьшаются, и это очень хорошо. Это работа для людей, это их заработки, это ценное сырье. В последние годы этой культурой мы засеваем по 20 тысяч гектаров земли. Учитывая тенденцию, которая складывается с ценой на сахар, думаю, что в следующем году площади под сахарную свеклу на Волыни сокращать не нужно. В этом году на Волыни вырастили 700 тысяч тонн своей сахарной свеклы, уже произведено 50 тысяч тонн сахара. Это 10 процентов от того, что произведено теперь в целом в государстве. Всего будет произведено у нас более 60 тысяч тонн сахара. А потребность области — 38 тысяч тонн, поэтому сахаром мы поделимся и с другими регионами.
В этом году именно Гнидавский сахарный завод по просьбе областной госадминистрации выделил почти 20 тысяч тонн жома для семейных ферм бесплатно. Это делается для того, чтобы селяне были заинтересованы в развитии животноводства. Если бы забирали жом многотонными машинами, по-видимому, таких очередей бы не было. А когда забирают мелкими партиями, это тоже способствует созданию очередей. Все хотят именно свежего жома. Два завода, которые работают на территории Волыни, это Гнидавский и Иваничевский, полностью перерабатывают сырье, которое им завозят, даже то, которое доставляют из Ривненской области.
Сергей БОНДАРУК, председатель правления ПАО «Гнидавский сахарный завод»:
— Мы делаем все, чтобы остаться на рынке Украины среди того небольшого количества заводов, которые работали в этом сезоне и еще работают. А их не так много. Это 35 предприятий. В декабрь войдут только 10 заводов, среди них и наш, потому что остальные уже закончат (или и закончили) сезон переработки. Мы же будем еще работать. К сожалению, для многих сахарных заводов Украины нынешний сезон был довольно неэффективным по количеству переработанного сырья. Потому что, когда завод не работает в год приблизительно 100 дней, тогда его подготовка к сезону нерентабельна, она себя не оправдывает экономически.
35 заводов, которые работали в этом году в Украине, произведут приблизительно 1 миллион 100 тысяч тонн сахара. При потреблении в Украине 1 миллиона 800 тысяч тонн сахара его на рынке Украины будет не хватать. Последние три года, когда сахар продается по ценам, которые ниже, чем его рентабельность, заводы, которые экономически слабее, просто не выдержали такую ситуацию и перестали работать. Сахароперерабатывающая отрасль Украины не так стабильна, как, скажем, в странах Европы. Однако качество выпускаемого нами сахара на уровне европейских стандартов. Это дает нам возможность иметь постоянных покупателей среди таких серьезных компаний, как «АВК», «Нестле», «Крафт». Да и «Рошен» не пренебрегает нашим сахаром.
А очередь за жомом... Как, по вашему мнению, это хорошо или плохо? Для меня показателем хорошего или нехорошего в этой очереди является то, что животноводство в нашем регионе таки существует. Существуют не в статистической отчетности, а реально. Потому что жом берут не для того, чтобы складировать «про запас». Другого потребителя, кроме крупного рогатого скота, этот продукт не имеет. На фактор очередей влияет непосредственно то, что в округе, кроме нашего, нет сахарных заводов, которые бы работали. Бабинский не работает, Дубновский не работает, Гороховский не работает, Иваничевский работал не так долго, как бы хотелось... В свою очередь, мы пытаемся работать рентабельно, чтобы количество жома, которое высыпается, было обоснованным, но больше, чем можем, мы его не сделаем! Жом и так поступает к потребителю круглосуточно.
Задачу регулировать порядок в этой колонне автомобилей мы не ставим. Потребители сами его поддерживают, да и, наконец, как нам его регулировать?.. Кого пускать в первую очередь, кого отстранять? По трое суток здесь не стоят, это преувеличение, но сутки таки стоят, и за это время можно загрузиться. Я по нескольку раз в день проезжаю мимо этой очереди, и вижу одни и те же автомобили, которые ожидают загрузки. Появился новый бизнес: потом этот жом повезут в полесские районы Волыни, в соседнюю Ривненщину, что-то на этом и зарабатывая. Почему берут свежий жом, а не из ямы? Чем свежее, тем лучше. В этом году мы улучшили технологию отжима жома, и даже по сравнению с прошлым годом он стал качественнее. Хотят взять более свежий, потому что будет дольше сохраняться. У нас на Волыни есть хозяйства с современными технологиями хранения жома. Здесь определенные требования к сырью: жом закладывается в специальные полиэтиленовые рукава, поэтому подходит только свежевыжатый жом, из конвейера.
А из ямы можно будет взять и после завершения производства. Но не все же хотят ждать...