Украинский авиапром еще жив. Соответствующий сигнал в конце прошлой недели подало киевское госпредприятие «Авиант», выкатив из ангара на летные испытания первый пожарный самолет Ан 32П, изготовленныйпо заказу МинЧС. Как не без пафоса указывается в пресс-релизе министерства, «впервые в истории суверенной и независимой Украины такой заказ выполняется отечественными авиастроителями для отечественного заказчика». Спасатели уже прозвали этот самолет «убийца огня», поскольку считают, что он является эффективным средством борьбы с лесными пожарами и недавно был испытан в деле в условиях горного Крыма.
Что же может летающий пожарник? Самая впечатляющая из его функций — это когда он, снизившись до высоты в 40 метров и пролетая при этом на скорости немногим больше 200 километров в час, сбрасывает над горящим лесом восемь тонн огнегасящих жидкостей, покрывающих сразу две тысячи квадратных метров. За световой день этот неутомимый огнеборец (при удалении зоны пожара от точки базирования на 50—150 км) может погасить пожар на территории от 9 до 17,5 гектаров. А еще он может перевозить соответствующую технику (массой до 6,7 тонны) или сбрасывать десант парашютистов-пожарных (27 человек). Отсюда стремление МинЧС заполучить в свое распоряжение группы из трех— пяти подобных машин. Если, конечно, позволит бюджет... В любом случае это открывает перед «Авиантом» и корпорацией «Авиация Украины», в которую он входит, какие-то перспективы...
В понедельник госкорпорация была вынуждена доказывать, что она, как говорится, «скорее жива» (некоторые сомнения в отношении этого приводились в опубликованной в «Дне» 24 ноября статье «В небе — пусто»)... В качестве первого аргумента было представлено намерение участвовать в тендере на региональный реактивный самолет в Республике Корея со своим транспортником Ан 148Т. Сообщая обэтом журналистам, представитель «Авиации Украины» Валерий Кузенков заверил, что этот самолет вызывает большой интерес у потенциальных заказчиков и Украина намерена победить в тендере на 12—14 самолетов грузоподъемностью примерно 15 тонн, который Корея должна провести в 2011—2012 годах. Напомним, что новый региональный Ан 148 рассчитан наперевозку 85 пассажиров на дальность до 4,4 тысячи километров. Его стоимость — около $20 млн. Как ранее отмечал генеральный конструктор АНТК им. Антонова Дмитрий Кива, транспортная версия нового регионального самолета Ан-148, выпускаемого Россией и Украиной совместно с ведущими мировыми авиапроизводителями, может появиться на рынке уже через три года и будет превосходить по летно-техническим характеристикам и экономичности известные на мировом рынке самолеты Ан 12 и С 130.
Кузенков также поведал о ближайших планах «Авианта». На этой неделе, по его словам, в Киеве пройдут российско-украинские консультации относительно возможного дальнейшего участия завода в проекте строительства самолетов Ту 334. Лайнер предназначен для перевозки 102 пассажиров. Дальность полета самолета стандартной конфигурации при крейсерской скорости 820 км в час и полной загрузке превышает 3,15 тысячи километров. Четыре года назад «Авиант» выпустил и передал на летные испытания второй серийный самолет Ту 334. Но серийноепроизводство на протяжении последних лет откладывалось из-за проблем с финансированием. Сейчас на заводе сформирован запас из пяти комплектов по оснащению этой модели самолета, поскольку в мае этого года «Авиантом», ОАО «Туполев», федеральным государственным унитарным предприятием «Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова», госконцерном «Авиация Украины», Министерством промышленной политики Украины и министерством экономики и промышленности Татарстана был подписан соответствующий протокол, предусматривающий организацию совместного серийного производства этого самолета. На конец 2006 года было заключено 55 контрактов на поставку Ту 334 шести авиакомпаниям. Будут ли эти договоренности реализованы? Ответ на этот вопрос дадут не только предстоящие переговоры, но и бюджетный процесс, который в этом году в Украине может несколько затянуться...