Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Они придумают что угодно: чуму в Африке, бешенство в Англии...»

Производители легкой промышленности обвиняют в коллапсе отрасли... чиновников ветслужбы
13 июня, 2012 - 11:47
Валентина ИЗОВИТ: «Мытую шерсть в Украину завезти практически невозможно. Но, например, мужской костюм из той же шерсти легко проходит через нашу границу»

В воскресенье страна отмечала День работника легкой промышленности. Но настоящего праздника не получилось. Вместо него предприятия отрасли инициировали траурную процессию, чтобы привлечь внимание правительства и общественности к процессу вытеснения отечественного производителя с украинского рынка. «Похороны» украинского легпрома — ситуация не надуманная, а почти драматическая. Достаточно сказать, что с начала года падение производства в легкой промышленности страны (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) составило 12%. При этом доля импорта соответствующих товаров на украинский рынок, емкость которого, по минимальным оценкам, достигает 80 миллиардов гривен, сохраняется на уровне 85—90%. Какие же огромные суммы теряет на этом наша страна и ее бюджет!

«Но мы не предлагаем блокировать импорт, — говорит президент Всеукраинского объединения работодателей «Укрлегпром» Александр СОКОЛОВСКИЙ, — мы же члены ВТО, мы не против конкуренции, пусть будет импорт, но дайте нам, отечественным производителям, равные с ним условия на собственном рынке». «Основные затраты работодателя в легкой промышленности... это социальные взносы, — говорит он. — Если средняя зарплата на каком-нибудь провинциальном предприятии составляет, допустим, 1500 гривен, то 1000 гривен работодатель должен заплатить в бюджет за одного работника». «Это выбивает табуретку из-под производителя, потому что рядом работает, торгуя импортом, предприниматель на едином налоге. Он платит лишь 400 гривен», — не без обиды говорит Соколовский. Мы не против «упрощенки», говорит он, но почему бы государству не позаботиться о равных правилах игры и не сделать один налог для всех тех, кто работает на рынке обуви и одежды.

По словам Соколовского, сегодня работодателям в украинской легкой промышленности не остается ничего другого, кроме как «отбиваться, отбиваться и отбиваться» от проверяющих и контролирующих органов. Он по-доброму завидует предпринимателям Грузии, где оставили всего два налога — на прибыль (15%) и подоходный — (20%). И не нужно ни льгот, ни преференций. «Больше работодатель не платит ничего — такой пример подает нам маленькая Грузия. В результате за семь лет у них в семь раз увеличился бюджет. Грузинские предприниматели посчитали, что так выгоднее и проще, — говорит Соколовский. — Никого не нужно коррумпировать. Заплатил эти налоги и можешь спокойно работать. У них всего три регулятора рынка, а у нас — 50». Из украинских государственных органов Соколовский выделяет только таможенную службу, которая в последнее время начала бескомпромиссную борьбу с контрабандой товаров в Украину. «Ее (контрабанды. — Авт.) сейчас либо вообще нет, либо она очень дорогая», — констатирует он.

Большие претензии у легпрома также к банковскому сектору. Валютных кредитов нет уже давно, а гривневые кредиты выдаются под 20% годовых. «Никто из предпринимателей не может их себе сейчас позволить, — возмущается Соколовский, — ни у кого нет такой прибыли. Поэтому все стоит. Производство падает, а импорт, как и раньше, остается на уровне 90%». Между тем, налог на землю постоянно растет, хотя цена на нее в последнее время заметно упала. Доходит до того, что относительно крупные предприятия легпрома, где в последнее время существенно сократилось количество работающих, этот налог платить просто не могут.

По словам Соколовского, если правительство пойдет навстречу своему легпрому, Украина может стать для Европы второй Юго-Восточной Азией по производству товаров для народа. «Дайте нам возможность работать, и, как только украинцы получат «удочки», они покажут, на что способны», — заключает президент Союза работодателей.

Один из них — директор концерна «Ярослав» Александр БАРСУК — также ратует за то, чтобы легкой промышленности не вставляли палки в колеса. Он далеко не в восторге от Налогового кодекса, который, по его словам, был дан украинцам за какие-то грехи. Не меньшее наказание, по его мнению, «страшная коррупция на местах». Барсук приводит в пример действия милиции в Киевской области, которая не торопится по-настоящему бороться с наркомафией, но если правоохранители заподозрят, что применяемая испокон веков для обработки шерсти кислота может использоваться для изготовления наркотиков, им ничего не стоит опечатать, следовательно, заблокировать работу концерна. «Кстати, — уточняет Барсук, — эта кислота свободно продается в магазинах, и ее можно найти в любом школьном химкабинете».

Еще труднее сладить с ветеринарной службой, считает директор. «Без проплаты ее работникам завезти что-либо в Украину просто нереально, — отмечает он и добавляет: — Они придумают что угодно: чуму в Африке, бешенство в Англии... Приходится делать взнос, и тогда эти преграды отпадают. Фамилии называть бесполезно...»

На помощь Барсуку приходит президент и глава правления ассоциации «Укрлегпром» Валентина ИЗОВИТ и называет фамилии ветеринарных руководителей: Бисюк, Башинский, Коржеев... А Барсук продолжает: «В результате их незаконных действий в Украине, где когда-то было 50 суконных фабрик, сегодня осталось пять. Тогда перерабатывались тысячи тонн шерсти, а сегодня — сотни. Во столько же раз сократился выпуск продукции и вырос импорт». Изовит уже больше десяти лет потратила на борьбу с ветеринарами. Она со знанием дела утверждает, что мытую шерсть в Украину завезти практически невозможно. Но, например, мужской костюм из той же шерсти легко проходит через нашу границу. «Мы не можем сдвинуться с места, — жалуется глава «Укрлегпрома» и добрым словом вспоминает новый Таможенный кодекс, но тут же отмечает: — Мы каждый раз вздрагиваем, опасаясь, что они (ветеринары. — Авт.) все равно что-нибудь придумают, чтобы поставить заслон». В доказательство она вспоминает об олигархах, которые в свое время были не чужды легпрому и покупали предприятия. «Где они, эти олигархи? — спрашивает Изовит и отвечает: — Их нет. Из своих предприятий они сделали торгово-развлекательные комплексы или отдали в аренду под склады. Потому что бизнес у нас очень тяжелый, конкуренция жуткая».

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ