Снова газовый скандал. На этот раз между Россией и Евросоюзом. И обязательно с участием Украины. Подписание Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко совместной с ЕС декларации о модернизации газотранспортной системы Украины (ГТСУ) вызвало в Москве буквально взрыв ярости. Для начала российская делегация во главе с министром энергетики Сергеем Шматко демонстративно покинула конференцию в Брюсселе. Этим российские представители выразили протест против декларации о модернизации газотранспортной системы Украины по причине того, что вроде бы в документе не были учтены интересы производителя и поставщика газа. «Приехав сюда, мы с удивлением обнаружили, что производители и поставщики остались в стороне от подготовки декларации... Я вижу единственный путь эффективного решения всего комплекса этих проблем в трехстороннем сотрудничестве России, Украины и Европейского Союза, естественно, с привлечением международных финансовых институтов», — подчеркнул Сергей Шматко.
Далее уровень негативной реакции существенно повысился. Выступая перед журналистами в Сочи, премьер-министр Владимир Путин заявил: «Мне кажется, что документ, о котором мы сейчас говорим, является как минимум непродуманным и непрофессиональным». И далее пообещал тоном угроз: «Если интересы России будут игнорироваться, то мы также будем вынуждены начать пересматривать принципы наших отношений. Очень бы хотелось, чтобы до этого дело не дошло». И, наконец, отложен визит Юлии Тимошенко в Москву, а с этим и переговоры о предоставлении Украине кредита. Скорее всего, этим дело не ограничится и Киеву следует считаться с дальнейшим ужесточением российской позиции в газовых вопросах. Теперь навряд ли будут прощать даже малейшее нарушение соглашений по газу. В первую очередь отклонений в объемах закупок.
На первый взгляд российскому руководству надо было бы радоваться, что решение важной проблемы повышения надежности транспортирования газа через территорию Украины сдвинулось с мертвой точки. Ведь в январе в разгар газового конфликта тот же Владимир Путин неоднократно выражал сомнения в технической способности ГТСУ транспортировать газ в необходимых объемах. Не прошло и двух месяцев, как Москва бурно реагирует на политическую договоренность Киева и Брюсселя начать реконструкцию всей системы и улучшить показатели ее работы. Поэтому интересы России как раз учитываются, если соответствуют действительности заявления ее руководителей. Чем надежнее будет работать транспортная система газа, тем лучше для производителя и поставщика. Соответственно чем больше ее пропускная способность, тем больше газа Газпром сможет продать и тем выше его прибыль.
Об этом прямо не говорится, но наших российских партнеров почему-то напрягает предложение построить на украинской территории газоизмерительные станции, чтобы измерять и фиксировать объемы газа, поступающего из России. В настоящее время контроль на входе газа в Украину осуществляют девять газоизмерительных станций в России и две — в Беларуси. На территории Украины контроль за количеством и качеством газа на входе отсутствует. Почему-то в российской прессе называют это предложение лишенным коммерческого смысла. Представляется, что как раз наоборот. Он есть и очень большой. Фактически наша страна и европейцы получают возможность доступа к показателям технического и коммерческого учета газа, а с этим и контроля за его прохождением. Система становится более прозрачной, что, в принципе, в интересах всех сторон. Дополнительный учет всегда полезен.
В Москве считают, что решение об увеличении пропускной способности ГТСУ принятое без учета ее мнения почему-то затрагивает ее интересы и наносит ей ущерб. Дополнительные объемы газа могут и не найтись. Ей-то чего печалиться, если европейцы вложат деньги, а они не принесут ожидаемой прибыли. Пусть об этом болит голова у Киева и Брюсселя. В конце концов, чем новее танкер и чем больший имеет дидвейт, тем лучше и для производителя нефти, и для потребителей, и для перевозчика. Но газ — товар особый и в рамки здравого коммерческого смысла он не укладывается. Здесь коммерция настолько тесно переплетается с политикой, даже геополитикой, что финансы отступают часто не на второй, а на третий план.
Дальнейшая интеграция ГТСУ в европейскую систему даст возможность Киеву поставить вопрос о стоимости транзита. Сейчас за него через территорию Украины Газпром платит около 2,3 млрд.дол. в год. Если перейти на близкие к европейским нормам 3 дол. за 1 тыс. кубометров на 100 км, то плата увеличится примерно до 4 млрд.дол. в год. С одной стороны, не такие и большие для газового монополиста деньги, но если бы он вошел в ГТСУ, то вообще мог не платить.
При всей важности коммерческой составляющей представляется, что не она является определяющей.
Во-первых, подписанный меморандум — это удар по идее энергетической сверхдержавы. В основе ее — получение контроля над распределительными сетями и заключение долгосрочных двусторонних договоров о поставках газа. В 2006 г. Газпром уже выдвигал Европе ультиматум, пообещав в ответ на препятствия в покупке европейских активов перенаправить поставки на другие рынки. В отношении инфраструктуры транзита в соседних странах приобретения контроля над ГТС стало буквально навязчивой идеей для российского руководства. С Беларусью удалось договориться, а вот с Украиной осечка вышла. И это воспринимается в Москве крайне болезненно. Там, несомненно, рассчитывали в обмен на осеннее-зимние уступки продвижения в этом вопросе. Поворот Киева оказался весьма неожиданным. А к такому в Первопрестольной не привыкли.
Во-вторых. Предполагаемое увеличение пропускной способности ГТСУ ставит под сомнение необходимость строительства обходных газопроводов как Nord Stream так и South Stream. Даже если выделенных денег и не хватит, то в целом реконструкция ГТСУ все равно обойдется дешевле, чем строительство двух потоков. Но они являются важной составляющей контроля над транспортировкой газа, и отказ от них Европы существенно сужает российские политические возможности на континенте. Дело даже не в потоках, а в том, что практически никто в Европе не хочет увеличивать и без того достаточно большую зависимость от России в энергетической сфере.
В-третьих. Подписание меморандума совпало во времени с другими малоприятными для России событиями. Несмотря на ее оппозицию, Евросоюзом было принято решение финансировать работы по газопроводу Nabucco. Пока выделена не слишком большая сумма — примерно в 250 млн. евро, но тенденция налицо. Один из самых активных поборников строительства South Stream венгерский премьер-министр Ференц Дьюрчань ушел в отставку. Хотя это событие связано с внутренними проблемами, тем не менее, в каком-то смысле она показательна. Поддержка российскому проекту уменьшится.
За всем этим следуют не менее важные политические издержки в представлении нынешнего российского руководства. Одним из дальних последствий газового конфликта стало то, что Европа в большей степени стала на сторону Украины. За энергетическими возрастают и политические перспективы усиления европейского, а в будущем и евроатлантического курса Киева. Украинская элита все больше убеждается в необходимости такого вектора движения и начинает более отчетливо видеть выгоды такого процесса.
На этой основе возможна консолидация и стабилизация внутреннего положения в Украине после президентских и, возможно, досрочных парламентских выборов. И еще один весьма неприятный для Москвы факт. Уже давно в Украине нет реальной пророссийской силы и «работать в Киеве не с кем». Резкий поворот Юлии Тимошенко в очередной раз подтвердил это. Несомненно, что она пошла на него, заручившись достаточно солидной поддержкой на Западе. И шантаж России в отношении предоставления кредита был просчитан и ответ найден. Премьер-министр довольно экстравагантный политик, но не безрассудный. Не дадут денег в Москве, найдется другой источник. Более того, надо полагать, что таковой уже имеется. После Тернополя Юлии Владимировне нужен блестящий реванш, легче всего ей его получить в газовых вопросах. Здесь равных ей нет.
Московскую истерику не следует переоценивать. Несмотря на внешне грозный тон, слова Путина и Медведева тщательно подобраны и выдержаны по сравнению с предыдущими высказываниями президента-премьера типа прислать доктора в какую-то компанию и кого и где будут ловить. Угрозы переключить поставки газа в другие места никого не пугают, так как перекрыть газовый вентиль в Европу Россия не может. Европейцы и так уменьшили закупки газа, а ведь Газпром обязался покупать в Центральной Азии 70 млрд. куб. м газа в год. Вот и пришлось собственную добычу уменьшить в марте текущего года на 25% по сравнению с мартом прошлого года. Если купленный центральноазиатский газ не поставлять в Европу, то его просто некуда девать, да и хоть каких-нибудь денег не получишь.
Как сказал один разбирающийся в газовых проблемах российский бизнесмен, «Мы обиделись на красивый подарок. Европа решила за свой счет устранить технические проблемы транзита нашего газа и сэкономить Газпрому миллиарды на строительстве. Скорее всего, Европа не обратит внимания на обиду и продолжит модернизацию. А Россия продолжит поставлять газ — деваться некуда. Истерика утихнет, чтобы вспыхнуть с новой силой уже по другому поводу». Так что бдительность терять нельзя.