Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Они сидели без договора аренды»

Duty-free в Борисполе стало яблоком межведомственного раздора?
5 сентября, 2012 - 11:47
В СЛЕД ЗА «БОРИСПОЛЕМ», КАК СООБЩИЛ ВЧЕРА ИСТОЧНИК ИНФОРМАГЕНТСТВА УНИАН, БОЛЬШИНСТВО МАГАЗИНОВ DUTY-FREE ЗАКРЫЛИ В АЭРОПОРТАХ ДОНЕЦКА, ХАРЬКОВА И ОДЕССЫ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Авиапассажирам, вылетающим из главного украинского аэропорта «Борисполь», придется вспомнить положения старого армейского устава и приготовиться стойко переносить все тяготы и лишения пребывания в этом высококлассном сервисном предприятии, еще недавно успешно обслуживавшем сотни тысяч гостей чемпионата Европы по футболу. В июле авиационные пассажироперевозки в Украине по сравнению с июлем 2011 года выросли на 10,2% до 995,5 тысячи человек. И львиная доля этого потока фанатов спорта пришлась на Борисполь. А за семь месяцев этого года услугами международного аэропорта воспользовались 4,8 миллиона пассажиров.

Как сообщается на странице этого госпредприятия в Facebook, с 1 сентября в аэропорту «Борисполь» закрыто большинство магазинов беспошлинной торговли duty-free и общепита. «В результате десятки тысяч пассажиров остались без питания и необходимых товаров, а государство понесло многотысячные убытки», — жалуются представители аэропорта, на которых лежит ответственность за качество обслуживания пассажиров. Как отмечается в сообщении, причиной сложившейся ситуации стал процесс проведения конкурсов и оформление договоров аренды в Фонде госимущества Украины и отзыв Государственной таможенной службой разрешений на торговую деятельности в режимных зонах аэропорта.

На страничке подчеркивается, что в соответствии с мировой практикой, современные аэропорты получают до 80% своих доходов от осуществления неавиационной деятельности — работы предприятий торговли, общественного питания и оказания других услуг. В свою очередь это позволяет аэропортам вкладывать средства в развитие авиадеятельности. «На сегодня аэропорт, который является государственным предприятием, юридически не контролирует этот процесс, — уточняется в сообщении. — Арендные отношения в аэропорту осуществляются в плоскости прямых договорных отношений между Фондом госимущества и арендаторами, которые впоследствии получают разрешение в Таможенной службе». В госпредприятии сообщили также, что, со своей стороны, аэропорт и профильное министерство заблаговременно оформили и согласовали все документы, после чего неоднократно обращались с письмами-просьбами об ускорении этого процесса.

Какие и откуда дуют ветры над главными воздушными воротами страны? С этим вопросом «День» обратился к одному из топ-менеджеров пострадавшей компании. «Если бы кто-то знал это, все было бы по-другому. Но пока никто не знает. Единственное, что известно — это факт вступления в действие с 1 сентября нового Таможенного кодекса. И все точки беспошлинной торговли — бары, магазины, рестораны, работающие в таможенной зоне, должны быть приведены в соответствие с требованиями этого документа. Важным дополнительным обстоятельством является также то, что теперь таможню подчинили Министерству финансов, то есть у нее появилось новое руководство. Оно, видимо, хочет в чем-то убедиться. В чем именно? Лично мне это непонятно. Но пока разрешения на работу никому не дают. А кому-то, может быть, и дают...» — сказал топ-менеджер. «А как это скажется на пассажирах?» — спросил «День». «Вы, наверное, знаете, —продолжал работник компании, — что служба авиабезопасности запрещает проносить в таможенную зону жидкости и продукты питания, и теперь люди сидят в накопителях по полтора-два часа без глотка воды, тогда как раньше они могли купить все, что им будет необходимо, в duty-free». «День» попросил специалиста представиться, на что он ответил: «Сейчас у нас такая ситуация, что светиться в средствах массовой информации — это копать себе яму».

Мария Белова — работник службы по связям с общественностью одной из компаний, имеющей в аэропорту магазины duty-free, сказала «Дню»: «Все необходимые документы были направлены в соответствующие учреждения вовремя, никакого отказа не поступило, ждем результатов». Она предложила нам пообщаться по этому вопросу с таможней или с Фондом госимущества. К сожалению, воспользоваться этим советом не удалось. Похоже, какие-то обстоятельства вынуждают чиновников причастных к этой ситуации ведомств вести себя с журналистами крайне осторожно. «Дню» удалось разговорить только свой источник в Кабмине. Рассказывая о пострадавших от нового Таможенного кодекса фирмах, он сказал: «Они хотели там «единолично» сидеть, пока их прокуратура не выгнала. И сидели без договора аренды все это время. Это неправильно. А заявку на аренду они подали только в мае. И сейчас идет процедура. Если они окажутся единственными, кто хочет там сидеть, то через десять дней будет оформлен договор. И они спокойно зайдут. А ФГИУ должен выдержать процедуру, и ее нельзя выполнить быстрее, чем предусмотрено законом».

Свой официальный свет на ситуацию в Борисполе пролила Таможенная служба. В сообщении, присланном в «День», говорится: «Органами прокуратуры Украины установлен ряд нарушений в функционировании магазинов беспошлинной торговли. В частности, речь идет об отсутствии согласованных Фондом госимущества договоров аренды и о случаях, когда срок аренды уже закончился, а предприятия продолжали свою деятельность. В связи с этим прокуратурой внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших этому. По требованию прокуратуры Таможенной службой Украины назначена комплексная проверка существующих магазинов беспошлинной торговли, о результатах которой будут проинформированы органы прокуратуры».

Так что же все-таки происходит? Самая простая из версий состоит в том, что новый Таможенный кодекс тут практически не замешан, тогда как причастность изменившейся системы руководства Таможенной службой не исключается. Один звонок в прокуратуру, и бюрократическое колесо завертелось, чтобы очистить для кого-то своего доходное место в аэропорту. Мининфрасатруктуры и его руководству, видимо, предложено поделиться. Неслучайно в этом ведомстве проигнорировали телефонное обращение «Дня» с просьбой о комментарии.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ