В Нацбанке считают, что качественная бизнес-стратегия позволит банкам противостоять будущим кризисам. Об этом заявил директор департамента финансовой стабильности НБУ Виталий Ваврищук в ходе круглого стола «Переход на МСФО 9: на низком старте», организованного «Финансовым клубом».
«Наша цель — заставить банки оценивать группы кредитов и правильно формировать свою бизнес-модель. Сейчас вопрос бизнес-модели — один из ключевых. Мы решили вопросы прошлого — банки капитализированные, ликвидные. Теперь главная задача — разработать бизнес-модели, которые будут жизнеспособными. У нас будет еще много вопросов к банкам: они должны работать более эффективно и внедрять более эффективные бизнес-модели», — сказал Ваврищук.
МСФО 9 — международный стандарт финансовой отчетности, устанавливающий порядок подготовки и представления финансовой отчётности в части финансовых активов и финансовых обязательств, требования к признанию и оценке, обесценению, прекращению признания общего порядка хеджирования, принципы признания ожидаемых кредитных убытков за весь срок действия финансового инструмента, действует с 01.01.2018 года
Участники рынка считают, что переход на МСФО 9 будет способствовать более детальной сегментации клиентов. А это впоследствии изменит продуктовую линейку банков.
«Банки гораздо внимательнее будут относиться к подсегментам портфелей. Раньше использовался достаточно упрощенный подход — были потребкредиты, автокредиты и т.д. Сейчас банки будут гораздо внимательнее сегментировать портфель, учитывать большее количество параметров и выстраивать разную риск-политику с учетом рисковости клиентов. Это веяние станет ключевой тенденцией 2018 года: банки будут тщательнее изучать сегменты. Это важно для аккуратного кредитования. Никто не захочет столкнуться с ситуацией обвала портфеля и дефолта клиентов», — уверен член правления, начальник финансового управления банка «Форвард» Сергей Любарский.
Банки смогут сегментировать клиентов и предлагать им индивидуальные программы кредитования.
«Банки перейдут к большей сегментации, и нам, как регулятору, будет интересно наблюдать наращивание объемов в разных сегментах. Если какие-то сегменты будут интересны для одних банков, а остальные участники будут находиться в стороне, для нас это знак присмотреться к этому сегменту и к этому банку», — говорит Виталий Ваврищук. Новый стандарт стимулирует банки тщательно проводить исследования для анализа клиентов и взвешенно принимать решения. А уже на основе этого решать, какие условия предлагать клиентам», — считает менеджер отдела управления рисками KPMG Андрей Остапенко.