Что лучше делать, чтобы эффективно наполнять бюджет: стимулировать предпринимателей платить налоги или принуждать их к этому?
Ксения ЛЯПИНА, президент Союза частных предпринимателей:
— Можно отметить такую особенность: как только ставка налога понижается, так количество выплат автоматически увеличивается. То есть я могу однозначно сказать, для того, чтобы количество выплат в бюджет увеличивалось, предпринимателей нужно стимулировать к этому. Естественно, какой-то элемент принуждения также должен оставаться, поскольку все равно, если б могли, налоги никто не платил бы. Однако это вторичный момент, первичным же остается то, что предприниматель должен четко осознавать свою выгоду в своевременной и правильной выплате налогов. И действительно, ему было куда проще не платить десять взяток в разные места, чтобы уменьшить количество возлагаемых на него налогов, рискуя угодить в тюрьму, а пойти в налоговую и честно выплатить все государству.
Алексей ПЛОТНИКОВ, профессор Института мировой экономики и международных отношений:
— Безусловно, лучшим методом наполнения бюджета является стимулирование предприятий к выплате налогов. Принуждение — это репрессивный метод, который не является нормальным для рыночной экономики. Если государство стимулирует выплату налогов, оно закладывает основу партнерских отношений между собой и бизнесом и это приводит к позитивным результатам. Кроме того, должно быть жесткое законодательство и предприниматели должны четко осознавать, что будет, если налоги не будут аккуратно выплачиваться, какие штрафные санкции это повлечет за собой. Также нельзя пренебрегать весом общественного мнения: общество должно осуждать тех, кто не платит налоги.
Сергей ЛЕКАРЬ, заместитель председателя ГНАУ:
— Главное — создать условия для выплат. Сделать процедуры налогообложения как можно более прозрачными, простыми и понятными. Кроме того, необходимо учитывать, какие отрасли нуждаются в развитии в каждом регионе. Даже можно говорить о том, что можно уменьшать ставки налогообложения, создавая прообраз единого налога. Для плохо развитых отраслей, которые нуждаются в поддержке, сделать ставку налога минимальной, для более благополучных она должна быть большей.
Но не подлежит сомнению, что каждый должен выполнять свои гражданские обязанности, выплачивая налоги. Если ему не хватает информации, налоговая ее предоставит. Относительно тех, кто уклоняется от выплат, то они должны четко понимать, чем это для них чревато.
Валентина ДАНИШЕВСКАЯ, директор Центра коммерческого права:
— Я считаю, что стимулирование всегда более эффективно, нежели принуждение. Однако некоторую необходимость последнего я не исключаю. Это должно быть эффективное сочетание. С одной стороны, предпринимателям должно быть невыгодно нарушать законы, а с другой стороны, возможно введение принудительного взыскания и административной или уголовной ответственности за невыполнение решений суда. В некоторых странах виновные за неуважение к решениям суда могут быть арестованы на некоторый срок или с них будет взыскан приличный штраф. В нашей стране такого нет, что вызывает у нас сильную озабоченность. Ответственность может припугнуть нерадивых налогоплательщиков. Кроме того, нам неплохо было бы иметь реестр неисполненных судебных решений, чтобы контрагенты перед сделкой могли ознакомиться с законопослушностью партнера. Доступность таких сведений также будет стимулировать выплату налогов. Аналогичную функцию выполнит бюро кредитных историй.
Андрей БЛИЗНЮК, директор Национальной ассоциации развития торговли и бизнеса:
— Естественно, лучше всего стимулировать предпринимателей платить налоги. Когда человек что-то делает по своему желанию, у него появляется потребность делать это снова и снова, возникает чувство собственной значимости. Принуждением же можно добиться только противодействия, желания идти наперекор. Вызвать такое желание можно созданием соответствующих условий развития бизнеса. Кроме того, важно сделать так, чтобы люди чувствовали, что они не просто пешки, а личности, способные что-то изменять. Сейчас правительство ввело в свою программу понятие регуляторной политики, которая как раз дает возможность предпринимателям чувствовать себя не «дойной коровой», годной только для уплаты налогов, а полноценными игроками на арене государственной политики. Когда человек чувствует себя таким, ему хочется, что государство развивалось как можно лучше, чтобы в нем все было хорошо, и он начинает полностью выплачивать налоги.
Владимир ПУТИЙ, заместитель начальника Главного управления по вопросам предпринимательства КГГА:
— Самое главное, что нужно сделать, чтобы предприниматели платили налоги, это дать им подходящие условия, позволяющие нормально развиваться и работать. Не менее важна соответствующая законодательная и управленческая среда, не мешающая людям. Причем в понятия «условия» и «среда» не должны входить льготы или адресная помощь — правила должны быть равными для всех, чтобы на рынке существовали действительно сильные игроки. Если все будет так, тогда налоги будут выплачиваться. Подтверждением этого может быть ситуация с плательщиками упрощенного налога, которые, получив простую прозрачную схему налогообложения, стали исправно платить налоги.